На некоторых избирательных участках в воскресенье было совсем уж спокойно. Фото с сайта www.kavkaz-uzel.eu
ЦИК Армении в понедельник обнародовал предварительные итоги парламентских выборов, состоявшихся 2 апреля. Окончательные вряд ли будут принципиально отличаться от уже оглашенных. Убедительную победу одержала правящая Республиканская партия, набравшая почти половину голосов избирателей. В Национальное собрание (парламент) вошли также блоки «Царукян» – более 17%, и «Елк» («Выход») – почти 8%, а также Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» (АРФД) – более 6% голосов.
Выборы в Национальное собрание Армении прошли только по пропорциональной системе. Связано это с переходом республики на парламентскую форму правления. Поэтому цена выборов была необычайно высокой, но и предопределенной при этом. Сомнений в том, что правящая Республиканская партия одержит победу, не было даже за две недели до выборов, когда, согласно соцопросам, неожиданно выяснилось, что рейтинг блока «Царукян» на 10% выше, чем у республиканцев, и влиятельный олигарх, чьим именем назван блок, вроде как был готов преподнести политическую сенсацию. Но уже тогда в Ереване откровенно говорили о том, что в день выборов от этого преимущества не останется и следа, и отводили Гагику Царукяну второе место. Так оно и произошло, и это можно считать успехом не так давно угодившего в жесткую опалу крупнейшего бизнесмена.
Для политических блоков на нынешних выборах был установлен избирательный порог в 7%, а для партий – 5%. Только четырем участникам кампании удалось взять установленную высоту. Итоги выборов представляются в целом закономерными. Неожиданность может заключаться лишь в том, что за бортом парламента остался блок «Конгресс-НПА» первого президента Левона Тер-Петросяна. С другой стороны, место в парламенте ему уверенно отводили в основном любители конспирологии. Дело в том, что незадолго до выборов Тер-Петросян в эфире одного из армянских телеканалов изложил свое видение урегулирования карабахского конфликта, назвав его главной преградой на пути развития государства. Пока конфликт с Азербайджаном не будет урегулирован, Армения не сможет прогрессировать так, как способна потенциально, заявил Левон Тер-Петросян.
Схема же урегулирования, предложенная первым президентом, по сути, не отличалась от той, которую он принял в 1998 году и которая привела в конечном счете к его досрочной отставке 3 февраля того же года. При этом она мало чем отличается от той, которая лежит сегодня на столе переговоров: поэтапная передача Азербайджану пяти из семи районов вокруг Нагорного Карабаха, возвращение беженцев, референдум по статусу. Плюс вариации с вводом миротворцев, международным или смешанным контролем отдельных районов, пошаговым следованием плану урегулирования, пошагово-пакетным или целиком пакетным соглашением и т.д. и т.п., в разной степени неприемлемые то для одной стороны конфликта, то для другой, то для всех сразу. С учетом того, что Тер-Петросян последние годы фактически был лишен доступа к телеэфиру, а на международном уровне все жестче звучит требование о решении карабахского конфликта, то в воздухе соткалась теория о том, что власти якобы негласно распорядились – обеспечить «Конгресс-НПА» депутатскими мандатами, чтобы было кому выполнить «грязную работу» по карабахской линии. На деле оказалось совсем не так – по итогам выборов этот блок не стал лидером даже среди аутсайдеров.
Помимо Республиканской партии и блока «Царукян» в парламенте, как и прогнозировала «НГ» (см. номер от 20.03.17), будут представлены старейшая партия «Дашнакцутюн» и блок «Елк», возглавляемый харизматичным оппозиционером Николом Пашиняном. «Дашнаки», вполне возможно, в Национальном собрании войдут в коалицию с «республиканцами», что происходило неоднократно в прежние годы, равно как и обратное – «дашнаки» при принципиальном расхождении по каким-то вопросам могут и отмежеваться от партии власти.
Что получила Армения в итоге? Ряд экспертов склонны считать, что Республиканскую партию и, возможно, АРФД будут пытаться уравновешивать два других блока – «Царукян» и «Елк». И речь не о количестве мандатов – в 105-местном парламенте преимущество «республиканцев» очевидно, а о том, чтобы лишить их возможности действовать безоглядно. Но и тут вопросы. Гагик Царукян был так жестко изгнан из политики лично президентом Сержем Саргсяном, что его возвращение, да еще такое благополучное, не могло состояться только по его желанию. А потому оппозиционность этого блока в отличие от «Елка» не видится однозначной.
С новым парламентом, конфигурация которого пока несколько размыта, Армения входит в сложный этап, полный политических и социально-экономических вызовов, заявленными амбициями стать мостом между европейским и евразийским союзами и одновременно между Россией и Ираном. Переходный период затянется до апреля 2018 года, то есть до истечения полномочий главы государства Саргсяна. После чего Армения окончательно предстанет парламентской республикой, с президентом, обладающим больше церемониальными функциями, сильным премьер-министром, на которого в случае необходимости будут возложены и обязанности Главнокомандующего.