На ведущих белорусских заводах взятки не берут только рабочие. Фото Reuters
Вчера Комитет госбезопасности (КГБ) Белоруссии сообщил, что при получении взятки задержана управляющая Фондом социальной защиты населения Людмила Бачило. Днем ранее КГБ заявил о раскрытии коррупционных схем на крупнейших машиностроительных предприятиях.
События, которые КГБ рассекретил вчера, произошли 15 декабря. Информация о задержании нескольких работников Нацбанка гуляла в СМИ и соцсетях на уровне слухов. Всего по этому делу задержаны восемь человек – руководителей и чиновников. Людмила Бачило, управляющая местным Пенсионным фондом (ФСЗН), была задержана при получении взятки в сумме 20 тыс. долл. от Дмитрия Ронина, директора СЗАО «БелАВМ» – поставщика компьютерной техники.
Взяткодатель тоже был задержан. Руководитель компании платил чиновнице за «содействие» победе в тендере на поставку оборудования фонду. Вместе с ними были задержаны еще два представителя СЗАО «БелАВМ» и один сотрудник фонда. Кроме того, за решеткой оказались председатель правления ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетно-информационное пространство» Олег Веремейчик, который получал взятки от этой же компании ранее, и два сотрудника Нацбанка – Анатолий Мороз и Екатерина Павловская. Схема была та же – компания выигрывает тендер, поставляет оборудование, чиновники получают «благодарность». Интересно, что успехи СЗАО «БелАВМ» при участии в тендерах были отмечены еще в 2015 году. К слову, среди госорганизаций, которым она поставляла компьютерную технику, не только Нацбанк и ФСЗН, но и МВД.
Днем ранее, в понедельник, КГБ сообщил «о пресечении противоправных действий должностных лиц ОАО «МТЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «БелАЗ», ОАО «Гомсельмаш». Они тоже заключали контракты с коммерческими предприятиями за откаты.
Коррупционными скандалами белорусов не удивишь – власть гордится тем, что «борется» с этим злом, охотно и регулярно сажает чиновников и директоров крупных коммерческих предприятий за решетку, а потом с неменьшим удовольствием выпускает их за большие деньги. Не так давно в белорусском законодательстве под эту «борьбу» появилась специальная норма, которая позволяет отпускать экономических преступников и коррупционеров на свободу, если они погасят нанесенный государству ущерб. Не всегда стоимость свободы озвучивается, однако не так давно в одном из дел фигурировала цифра 20 млн долл. При таком количестве преступников получается неплохой доход для государства. Статистика пока фиксирует только рост количества коррупционных преступлений. Счет этого года еще открыт, но, например, за прошлый год их стало больше на 60%, чем еще годом ранее. За такого рода преступления было осуждено около 500 человек.
Эксперты давно говорят том, что коррупцию в Белоруссии нельзя искоренить, во-первых, потому, что она порождена создавшейся системой власти и является ее неотъемлемой частью. Во-вторых, потому, что она выгодна власти. «Современная белорусская экономика имеет высокую коррупционную составляющую», – комментирует ситуацию оппозиционный политик Людмила Грязнова. «Хозяином предприятий остается обезличенное государство; директора – лишь временные распорядители ничейного имущества. Воровство на предприятиях и на всех уровнях управленческой иерархии – неотъемлемое внутреннее свойство данной искусственной конструкции», – пишет она.
В Белоруссии жива советская структура экономики, а вместе с ней и все ее сопутствующие болезни – воровство и мошенничество. «С советских предприятий и складов тащили все что можно все кто мог – от рабочих до директоров. И не из-за несознательности кадров. А потому, что государство, экспроприировав чужую собственность, недоплачивало за труд. Соответственно кадры компенсировали «недоданное» за счет вынесенного налево», – напоминает политик. То же самое происходит в современной Белоруссии, которая гордится низким официальным уровнем расслоения по уровню доходов, однако достаточно посмотреть на дома высокопоставленных чиновников, у которых заработная плата не превышает 2 тыс. долл., как становится понятно, что официальная статистика очень далека от реальной жизни.
Высокий уровень централизации средств в бюджете, огромный госсектор, отсутствие у предприятий реальных эффективных хозяев, низкие зарплаты директората при том, что через их руки проходят огромные деньги, все это – факторы, способствующие коррупции.
Местные наблюдатели уверены, что для власти источник богатства крупных чиновников и директоров не является тайным, однако компромат на них копится до поры до времени. «Выкупов» от коррупционеров, конечно, не хватит, чтобы отдать России долг за газ, однако кое-какие, более мелкие финансовые проблемы с их помощью можно решить, рассуждают белорусы, комментируя очередные задержания. Экономическая ситуация в стране все ухудшается, а единственный и главный донор прошлых лет – Россия – кредит Евразийского фонда социального развития тормозит, газ продает по дорогой цене, зарабатывать на переработке дешевой нефти тоже не дает и даже отказывается покупать продовольствие. В этой ситуации белорусам остается использовать только внутренний ресурс. Коррупционный в том числе.
Минск