Премьер Андрей Кобяков уверяет, что экономика пошла в рост. Фото с сайта www.government.by
Экономический спад в Белоруссии закончился, и экономика начинает рост, заявляет правительство. О конце рецессии в белорусской промышленности радостно сообщил вице-премьер Владимир Семашко. Опубликованная на неделе статистика и выводы экспертов этот тезис не подтверждают.
«Я доволен и счастлив тем, что мы выжили, преодолели кризис. По всем признакам вижу, что рецессия закончилась», – ликовал Владимир Семашко. По его данным, промышленность продемонстрировала рост в 3%, и это дает основания планировать на будущий год рост в 11,3%.
Заявление чиновника повергло в шок экспертное сообщество, поскольку как раз на неделе был опубликован очередной отчет «Белстата». Согласно его данным, объемы промышленного производства уменьшились на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В минусе и белорусский ВВП – 2,8%. На 12,5% меньше страна продала товаров за рубеж. Почти на 20% меньше инвестировано в развитие, на 18% меньше построено жилья, на 3,5% белорусы меньше потратили на покупки, на 2,1% – на рестораны и кафе. Последнее вполне логично, поскольку реальные доходы населения за 10 месяцев упали на 7,2% по сравнению с январем–октябрем прошлого года. Это притом, что в прошлом году они тоже снизились более чем на 5%. Тянет страну вниз и нефтепереработка. То, что Минску и Москве не удалось разрешить газово-нефтяной спор, уже вылилось в минус 11,4% производства нефтепродуктов.
По оценке министра экономики Владимира Зиновского, из-за этого ВВП Белоруссии по итогам года окажется ниже прошлогоднего на 2,5%. К слову, министр экономики вынужден был признаться журналистам, что не считает возможным выполнить указание президента поднять среднюю зарплату до уровня 500 долл. в следующем году. По его словам, это возможно лишь в некоторых отраслях.
Покопавшись в статистике, эксперты, правда, нашли те самые 3%, которые привели в восторг вице-премьера Семашко, – такой рост продемонстрировала промышленность в октябре по сравнению с сентябрем. Однако этот единичный рост ни в коем случае нельзя рассматривать как тенденцию, поскольку рецессия – это устойчивое и длительное падение, напоминают экономисты.
Удивил экономическую общественность и глава правительства. На заседании правительства Андрей Кобяков заявил, что поручение главы государства будет выполнено и ВВП страны в будущем году пойдет в рост – как минимум на 1,7%, предусмотренные программными документами. Причем половину этого роста даст некая «новая экономика» – создающиеся где-то новые рабочие места и приходящие иностранные инвестиции.
Комментируя бравурные заявления правительства, местные наблюдатели полагают, что сами чиновники прекрасно понимают их нереальность, но вынуждены уступать давлению президента Александра Лукашенко, который не хочет принимать во внимание никакие здравые аргументы. Для президента, который раздумывает над тем, как остаться у власти пожизненно и уйти от этих постоянных перевыборов себя, капитуляция и признание ошибок и просчетов в принципе невозможна.
Тем временем из официальной информации следует, что никаких подвижек в получении внешней помощи не просматривается. Переговоры с Россией по проблемным вопросам поставок нефти продолжаются, и срок уже отнесен к середине декабря. Относительно перспектив получения кредита МВФ и вовсе тишина. Косвенным признаком того, что власти еще на него рассчитывают, являются просочившиеся на неделе в СМИ планы правительства предложить МВФ вместо реформы госсектора его косметический ремонт. Готовится некая стратегия по повышению эффективности управления государственными организациями, которая предполагает их переподчинение другим госорганам и обещание приватизации малых и глубоко убыточных госкомпаний. Однако, как показывает опыт, интереса такие предприятия не вызывают, а значит, ничего в белорусской экономике не изменится.
Минск