Глава ЦИК Грузии Тамар Жвания объявила о победе «Грузинской мечты». Фото с сайта www.cesko.ge
Парламент Грузии девятого созыва, вероятно, окажется двухпартийным. По предварительным итогам ЦИКа, 5-процентный барьер на выборах преодолели правящая «Грузинская мечта» (ГМ), набравшая почти 50% голосов, и бывшая партия власти «Единое национальное движение» (ЕНД) – около 27%. Шансы на успех все еще остаются у «Альянса патриотов» с 4,9%. Другие участники выборов отстали. При этом в ряде мажоритарных округов пройдет второй тур, а на двух избирательных участках будут назначены повторные выборы.
В селе Кызыладжло Марнеульского района – месте компактного проживания азербайджанцев, ближе к концу дня члены избиркома засекли любителя многократного голосования. Участок было решено временно прикрыть и разобраться с происходящим. Но одновременно желание разобраться появилось и у местных жителей.
Несколько сот человек окружили избирательный участок и закидали его камнями. Пришлось привлечь спецназ. Ситуация стабилизировалась, но стало не до голосования. Видимо, ЦИК назначит в этой деревне повторные выборы. Источники «НГ» утверждают, что в Кызыладжло провокацию устроили «националы» – в этом регионе экс-президент Михаил Саакашвили популярен до сих пор.
Другую провокацию в селе Джихашкари в Западной Грузии те же источники приписывают «мечтателям», якобы понявшим, что проигрывают «националам». Здесь неизвестные ворвались на избирательный участок и разнесли вдребезги урну с бюллетенями. Результаты в Джихашкари ЦИК уже объявил недействительными.
Сразу после закрытия избирательных участков в 20.00 по тбилисскому времени лидеры ГМ в партийной штаб-квартире в центре Тбилиси откупорили шампанское. Еще через некоторое время с установленной у офиса трибуны выступили лидеры партии, а потом и создатель ГМ, неформальный лидер Грузии Бидзина Иванишвили в лапидарном стиле поздравил избирателей с «выдающейся победой». Подобная уверенность «мечтателей» была подкреплена данными экзитполов, которые, как оказалось впоследствии, в целом совпали с предварительными данными ЦИКа. О победе «мечтателей» свидетельствовал даже опрос, заказанный телекомпанией «Рустави-2», симпатизирующей ЕНД. Правда, у нее разрыв между ГМ и ЕНД выдался не столь заметным, как в других случаях.
Лидеры ЕНД объявили, что не признают итоги выборов, от мест в парламенте откажутся и будут бороться за справедливость. Но, наверное, более показательно заявление Саакашвили. Собственно, он отметился двумя. В первом, адресованном Грузии, он призвал своих сторонников выйти на улицу и бороться за каждый голос. Во втором – «по месту работы» – он объявил, что не собирается уезжать из Одессы и даже не собирался, потому как работы на должности губернатора у него непочатый край и многое из намеченного еще предстоит довести до конца.
Второе заявление более точно отражает положение в его родной стране – власть не сменилась, по возвращении он будет арестован, поэтому выполнение обещания, данного несколько дней назад избирателям – «вплавь доберусь до Грузии», Саакашвили придется отложить, похоже, до следующих выборов. Если, конечно, его «националы» продержатся еще четыре годы, а не развалятся на мелкие политические группы. После предыдущего поражения на парламентских выборах 2012 года приговор экспертов и политиков, определявший место «националов» на свалке истории, выглядел скороспелым и необдуманным. Дальнейшие события показали, что это совсем не так – ЕНД оказалась сильной, хорошо структурированной партией со своим твердым электоратом. Но незадолго до нынешних выборов монолит, выдержавший аресты лидеров, умудрившийся под сильным давлением привлечь новые силы, создать вспомогательные НПО и молодежную организацию, вдруг дал трещину – несколько заметных фигур покинули ЕНД и создали свои партии. Теперь выживаемость главной оппозиционной силы Грузии вызывает вопросы.
Другая поствыборная интрига – ситуация с телекомпанией «Рустави-2», по сути, оформившейся в партийное телевидение «националов». Напомним, что «Рустави-2» втянута в судебную тяжбу по иску одного из бывших владельцев. Иск был удовлетворен, и компанию вполне могла ожидать новая смена хозяина, хотя апелляции и рассматривались в вышестоящих инстанциях. И тогда Запад через дипломатический корпус, аккредитованный в Тбилиси, однозначно дал понять грузинским властям: оставить в покое «Рустави-2» до выборов. Рекомендация была выполнена. А «Рустави-2» отчаянно побился за реванш «Единого национального движения», но тщетно. Вероятно, над телеканалом опять могут сгуститься тучи.
Прошедшие в субботу выборы подтвердили отсутствие в Грузии третьей политической силы. Одной только прозападности не хватило «Свободным демократам» бывшего министра обороны Ираклия Аласании и Республиканской партии, также отколовшейся от ГМ, для получения необходимого количества голосов. Так же как Нино Бурджанадзе – не вполне объяснимо приписываемого русофильства. Неплохо стартовавший со своим «Государством для народа» известный оперный певец Паата Бурчуладзе стал жертвой внутрипартийных склок, обнуливших обнадеживший было рейтинг. Красноречие лидера Либеральной партии Шалвы Нателашвили в очередной раз не довело его до проходных 5%. Участие в выборах прочих партий изначально виделось условным или авантюрой чистой воды.
Таким образом, ГМ в субботу получила новый мандат народного доверия. Но, если судить по настроениям в грузинском обществе, не благодаря приносящему людям счастье правлению, а потому что выбирать им пришлось между средним и худшим – назовем так. Впрочем, некоторые местные эксперты не исключают того, что выборы в парламент не то чтобы завершили политический цикл, а открыли новый, отличительной чертой которого может стать острый внутриполитический кризис. Это произойдет в том случае, если все неудачники выборов объединятся вокруг ЕНД под идеей непризнания результатов голосования. В таком случае, может быть, нарисуется призрачная перспектива перевыборов. Однако из нескольких сотен международных наблюдателей ни один не заявил о том, что зафиксированные нарушения могли сказаться на итогах выборов. Более реален сценарий, согласно которому ГМ после второго тура среди мажоритариев получит в новом парламенте не просто большинство, позволяющее формировать правительство, что уже гарантировано, а конституционное большинство. Этого ГМ очень хотела в 2012 году, но не дотянула. Теперь препон у «мечтателей» меньше.