Государственный внешний долг Киргизии вырос и составил 3,64 млрд долл., или 60,3% ВВП. Действующее законодательство запрещает превышать отметку в 60%. Однако, судя по всему, объем долга будет расти и в дальнейшем. Для того чтобы не нарушать закон, власти, вероятнее всего, повысят уровень предельного долга.
Сократить внешний долг не получается. Несмотря на отдельные успехи правительства, добивающегося списания части задолженности, сумма продолжает расти. С апреля прошлого года долг увеличился на 100 млн долл. В пересчете на душу населения получается, что в среднем каждый киргизстанец задолжал более 600 долл. Превышение допустимого порога не означает банкротства страны. Но это тревожный сигнал для страны и ее кредиторов о том, что проблемы в Киргизии нарастают, а устойчивость государства слабеет.
Киргизская экономика переживает тяжелые времена. Ситуация и прежде не была радужной, но сейчас положение явно ухудшилось. Ощутимые внешние шоки вкупе с собственной слабостью довели страну до критического состояния. Расходы растут, доходы сокращаются, возможность наращивать налоговое бремя безболезненно отсутствует.
В оценках экспертов, как российских, так и западных, превалирует пессимизм. МВФ, например, предполагает, что в 2016 году темпы роста киргизской экономики замедлятся до 3%. «Ожидается, что неблагоприятные внешние условия сохранятся в 2016 году. Это приведет к дальнейшему замедлению роста, увеличению дефицитов внешних операций и бюджета и снижению темпов роста кредита в экономике», – считают представители фонда.
Закономерно, что на таком фоне растут риски социальных потрясений. Выход из ситуации власти видят в поиске дополнительных источников финансирования. Пока что речь идет о распродаже активов. Киргизские чиновники решили выставить на продажу принадлежащую государству крупную компанию сотовой связи «Альфа-Телеком» (торговая марка «Мегаком»). За 100% акций планировалось выручить как минимум 300 млн долл. Однако аукцион, назначенный на 11 мая, провалился из-за отсутствия покупателей. На таких условиях актив, обремененный долгами в 60 млн долл., а также сразу несколькими исками о праве собственности со стороны претендентов, потенциальным инвесторам оказался не интересен. Вероятно, цена будет снижена, и компания будет повторно выставлена на продажу.
Подпортил и без того не самый привлекательный инвестиционный климат Киргизии очередной конфликт вокруг золотоносного рудника «Кумтор». В конце апреля сотрудники правоохранительных структур устроили обыск в офисе компании «Кумтор Голд Компани» в Бишкеке. За четыре часа представители Генпрокуратуры изъяли бухгалтерскую документацию, данные о логистике рудника, а также информацию о всех подрядчиках. Свои действия власти объяснили возбужденным уголовным делом – «Кумтор» заподозрили в незаконном выводе средств и активов. Обыск был подкреплен информационно – в подконтрольных властям СМИ появились статьи и комментарии с критикой менеджмента, в социальных сетях и форумах прошла волна комментариев с аналогичным содержанием. Одновременно свои претензии к руднику предъявило Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства, предупредив, что может не выдать разрешение на продолжение золотодобычи. Если менеджмент «Кумтора» и госорганы не найдут общий язык, то работы на руднике с 1 июля 2016 года будут остановлены.
«Кумтор» регулярно оказывается в центре скандалов. Последние события можно объяснить очередной попыткой властей оказать давление на собственников компании в преддверии заседания совета директоров. Цель – под угрозой применения силового ресурса получить от золотодобытчиков дополнительные средства, столь необходимые киргизскому бюджету. Впрочем, в непростых отношениях с властями и другие немногочисленные работающие предприятия. Запутанные и длительные споры вокруг крупных компаний, коррумпированность и неэффективность всех ветвей власти ведут Киргизию к планомерному итогу – количество проигранных исков растет, инвестиционная привлекательность остается низкой, возможности для маневра постепенно сужаются. Условия получения заемных средств будут усложняться, а проценты расти. С молотка могут пойти стратегические предприятия. Если тенденция сохранится, Киргизия может «продать свое будущее» ради сиюминутного выживания.
Бишкек