Александр Лукашенко хочет спасти белорусскую экономику, усовершенствовав ее. Фото с сайта www.president.gov.by
Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что не будет менять правительство. Комментируя ожидания экономических экспертов относительно реформ, он сказал, что их не будет, но при этом потребовал начать работать с нового года по-новому.
Вчера избранный в пятый раз президентом Александр Лукашенко провел совещание «по актуальным вопросам развития страны». До выборов, во время и даже после них чиновники говорили о безальтернативности реформ. На днях заместитель министра экономики Дмитрий Крутой, выступая перед предпринимателями, признался, что «если Белоруссия запустит реформы, то только с 2017 года сможет выйти на положительную динамику ВВП в 1,5–2%... если же этого не случится, то о росте говорить не приходится».
Своими ожиданиями относительно реформирования старой еще советской экономической модели, делающей ставку на сборку тракторов, машин и комбайнов для российского рынка, а с недавних пор и на переработку российской нефти, охотно делились и эксперты. Содержание переговоров с Международным валютным фондом (МВФ), от которого Белоруссия ждет очередного кредита в размере 3 млрд долл., подкрепляло эти ожидания. Не опроверг их и сам Лукашенко, встречаясь в сентябре в Нью-Йорке с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард. Из сказанного им следовало, что Белоруссия согласна на структурные реформы, но очень просит, чтобы сохранилась сложившаяся социальная направленность экономической политики. Общаясь в день голосования с журналистами на избирательном участке, Лукашенко также заявил, что у него есть модели рыночного реформирования, однако их болезненность для населения вынуждает его запрашивать разрешения на реформы у электората.
Как вчера признался Лукашенко, он улавливает ожидания изменений, которые существуют в обществе. «В обществе накоплена большая масса ожиданий, я бы сказал, критическая масса ожиданий. И не удовлетворить эти ожидания мы не имеем права», – заявил он. В связи с этим президент предупредил, что развитие страны начиная с 1 января 2016 года «будет отличаться новизной». «По-старому работать будет невозможно, и не только потому, что этого от нас требует время, прежде всего этого от нас буду требовать я», – предупредил он чиновников. В своей традиционной манере он призвал «мужиков» или работать, или уходить: «Кто не может и не готов – во власть лучше не ходите». Не чувствующие в себе сил для работы «по-новому» должны уйти сами, поскольку, как признался Лукашенко, нынешний состав правительства – это уже новый состав. «Правительство будущего пятилетия в основном и все органы власти сформированы до президентских выборов», – разочаровал он экспертов-политологов, «которые зря едят свой хлеб», прогнозируя «кто войдет в правительство, а кто не войдет».
«Открывается новая страница в развитии государства, и мы вместе должны открыть эту страницу – честно, принципиально, ответственно», – сделал громкое заявление Лукашенко и предупредил население, что «впереди ждут серьезнейшие испытания». «Необходимо обеспечить не только дальнейшее развитие, но и сохранение суверенной независимой страны, которую мы с вами создали», – намекнул он и на некую угрозу суверенитету.
В то же время ясности относительно того, что будет с экономикой страны, которая, как сообщил накануне «Белстат», продолжает пребывать в состоянии рецессии (ВВП упал по итогам сентября на 3,7%), общественность не получила. Лукашенко заявил, что реформ, ломающих привычную для белорусов систему, не будет. «Реформировать будем, совершенствуя то, что есть», – сказал он и подчеркнул, что сокращений на предприятиях не будет, как не будет меняться и пенсионная система (хотя это и нужно делать), поскольку «этого не хотят люди». Из анонсированных изменений – «снять жир с банков», «вплоть до доведения конкретных показателей по зарплате и оплате труда в зависимости от того, сколько они привезли в страну дешевых денег». Разверстка, вероятно, ждет и торговлю. «Те, кто производит товары, получают мизер прибыли. А те, кто потом работает с этим товаром, получают огромную массу незаработанных денег», – поделился Лукашенко своим пониманием того, где можно найти средства для повышения уровня жизни белорусов, и поручил правительству «разобраться с ценообразованием».
Совещание у Лукашенко произвело тяжелое впечатление на экспертное сообщество. Прозвучало много заклинаний об изменениях, однако никаких программных заявлений о самих изменениях. Скептики, полагавшие, что не стоит ждать реформ от Лукашенко, так как рыночное мышление противоречит его мировоззрению и угрожает власти, похоже, правы. Политологи вспоминают его недавнее обращение к президенту РФ Владимиру Путину, сделанное в Казахстане, «обсудить двусторонние проблемы». Они прогнозируют, что, получив пост президента и фактическое признание выборов со стороны Запада, он все-таки начнет торг за кредиты с Россией, которая не требует жесткого перехода к непонятной и опасной для его власти рыночной экономике.
Как писала «НГ» ранее, ссылаясь на оценки экспертов, белорусская экономика не сможет выйти из рецессии без внешнего финансирования. По данным «Белстата», промышленное производство за девять месяцев упало на 7%, сельскохозяйственное – на 3,1%. Около 70% продукции, несмотря на снижение объемов производства, остается на складах предприятий, а объемы инвестиций по сравнению с прошлым годом сократились на 14%.
Минск