Вчера закончился визит в Минск парламентской делегации Китая во главе с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго. Перечень подписанных соглашений дает ответ на вопрос, кого имел в виду президент Белоруссии Александр Лукашенко, когда говорил, что найдет возможность компенсировать отсутствие европейской и российской поддержки.
Как сообщили официальные источники, по итогам визита парламентской делегации Китая подписано 10 соглашений. Воображение экспертов поразил документ, позволяющий китайским корпорациям участвовать в приватизации белорусских предприятий. Российские эксперты уже успели прореагировать на этот факт, напомнив, что за десятилетия дружбы и разнообразных интеграционных инициатив компании страны-соседки не добились ничего подобного. Стороны договорились о строительстве в Минске совместного индустриального парка, о финансировании инвестпроекта по реконструкции Добрушской бумажной фабрики, завода по производству кальцинированной соды в Мозырском районе Гомельской области и Витебской ГЭС на Западной Двине. Всего, по данным Минэнерго, в энергетическую систему Белоруссии Китай инвестирует 3 млрд. долл.
Кроме этого подписаны соглашения о технико-экономическом партнерстве, о финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в 2011–2012 годах, а также контракт между Государственным военно-промышленным комитетом Беларуси и китайской промышленной корпорацией «Великая стена» на создание национальной системы спутниковой связи и вещания в Беларуси. Правительство Китая также заявило о готовности выделить 1 млрд. долл. льготного кредита под реализацию совместных проектов и порядка 1 млн. долл. – в качестве безвозмездного гранта.
Стороны обсудили и перспективы реализуемых проектов. В частности, речь шла о том, что Институт Конфуция, который функционирует в Минске с 2007 года, начнет открывать филиалы по всей стране. Обсуждалась возможность создания в Белоруссии СП по производству легковых автомобилей, а также вопросы, связанные со строительством в центре Минска гостиничного комплекса «Пекин» и китайского района.
«Мы благодарны за то, что в любую минуту Китай готов подставить нам свое дружеское плечо поддержки», – сказал Лукашенко, встречаясь с У Банго. Он напомнил, что именно рекомендации китайских банковских экспертов легли в основу мероприятий по выходу Белоруссии из валютного кризиса. Да и общая ориентация на китайскую модель развития сыграла положительную роль, подчеркнул белорусский президент.
Масштабы сотрудничества между Минском и Пекином дают основания экспертам говорить о грядущей китайской экспансии, которая среди прочего затрагивает российские интересы. Во-первых, Китай интересуется теми же предприятиями, что и Россия. Во-вторых, имея альтернативных и более платежеспособных покупателей на свои активы, Белоруссия укрепляет переговорные позиции – в частности, не просто так на прошлой неделе, встречаясь с руководством компании «Итера», которая намерена построить в Минске деловой район, Лукашенко грозно предупредил уже сорвавшую сроки строительства компанию, что может передать проект другому инвестору, и в частности китайскому.
Любопытно, что Россия косвенно способствовала росту интереса к Белоруссии со стороны Китая, инициировав создание Таможенного союза (ТС). Белорусско-китайские отношения получили второе дыхание именно после создания Таможенного союза. Ранее обсуждавшиеся совместные проекты зачастую проваливались именно из-за ограниченности белорусского рынка. Например, «НГ» неоднократно писала о неудачах Белоруссии при попытках организовать сборочное производство легковых автомобилей. Теперь же наличие рядом ничем не отделенного российского рынка сделало дружественную Белоруссию для Китая еще и экономически привлекательной.
Правда, местные экономические эксперты, в целом положительно оценивая приток любого инвестиционного капитала в страдающую от отсутствия иностранных инвестиций Белоруссию, предостерегают от излишнего оптимизма. «Ранее китайская сторона уже заявляла о том, что для Беларуси открыта кредитная линия на 5 миллиардов долларов», – напомнил «НГ» экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич. Однако это связанный кредит, предназначенный только на покупку китайского оборудования, что не всегда способно привести в страну действительно новые и современные технологии, полагает он. Ранее «НГ» писала о том, что эти средства остались не востребованными именно из-за того, что белорусские предприятия в большинстве своем не захотели покупать технику и оборудование в Китае, предпочитая европейские технологии.
Политологи, комментируя внешнеполитический прорыв Белоруссии на дальневосточном направлении, признают политическую гибкость Лукашенко. Они полагают, что более льготные условия работы в Белоруссии могут получать любые инвесторы, кроме российских. Причина в том, что в российской экспансии Лукашенко видит угрозу независимости страны и своей единоличной власти, чего нет в отношениях с другими инвесторами. Кроме этого в нынешней ситуации, когда позиции Лукашенко уязвимы из-за экономических проблем, а давление с Запада и с Востока усиливается, наличие дружественного и платежеспособного партнера способно снизить остроту экономических проблем и усилить политические переговорные позиции.
Минск