Сергей Лавров обещал Эдуарду Кокойты помощь России в восстановлении Южной Осетии.
Фото РИА Новости
Список государств, признавших суверенитеты Абхазии и Южной Осетии, в ближайшие дни расширится. Это стало известно по итогам двухдневного визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Цхинвал и Сухум. Независимость Абхазии будет признана тремя странами, а Южной Осетии – одной. В ходе поездки министра была достигнута договоренность по официальному введению безвизового режима между РФ и бывшими грузинскими автономиями. МИД Грузии выразил протест по поводу визита Сергея Лаврова.
Кто именно готов поддержать международную кампанию России по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии – пока не известно. Заявивший об этом во вторник глава абхазского МИДа Максим Гвинджия уклонился от ответа на вопрос журналистов, лишь обозначив, что «речь идет не о государствах Африки».
Сообщивший накануне в Цхинвале аналогичную новость президент Южной Осетии Эдуард Кокойты также не уточнил, какая страна готова установить дипломатические отношения с республикой.
В Тбилиси, анализируя неприятную новость, пришли к выводу, что «может, эти страны находятся в продолжающей леветь Латинской Америке, там, где активна Россия». Таким образом, можно констатировать, что трансформация внешней политики Грузии, выразившаяся в форсированном налаживании официальных отношений с государствами, которые видны на географических картах очень большого масштаба, не принесла абсолютных результатов.
Грузинские власти достаточно долго иронизировали и упражнялись в острословии в адрес Венесуэлы, Никарагуа и особенно острова Науру, признавших независимость Абхазии и Южной Осетии. Им понадобилось некоторое время, чтобы осознать: смех смехом, а признание суверенитетов экс-автономий, пусть, по их представлению, и малозначащими в мировой политике, но представленными в ООН странами, ничего хорошего не сулит. Сменившая «КВН» активная дипломатия, очевидно, преуспела не всюду. Поэтому крайняя степень раздражения МИД Грузии по поводу поездки Лаврова в «оккупированные регионы», проявившаяся в официальном заявлении, объяснима вдвойне.
«Этот шаг... представляет собой продолжение выбранной Россией политики оккупации и аннексии... Россия демонстрирует циничное отношение по отношению к общепризнанным международным принципам и ценностям», – заявила во вторник на брифинге в Тбилиси замминистра Нино Каландадзе.
«Тбилиси продолжает жить вчерашним днем, не учитывая реалии», – не замедлил с ответом Максим Гвинджия. Сейчас же дело помимо готовящегося увеличения списка благоволящих к Абхазии субъектов свелось к оформлению безвизового режима между Москвой – с одной стороны, и Сухумом и Цхинвалом – с другой. По обновленному договору, безвизовые поездки могут продолжаться 90 дней при наличии любого личного документа, а не только загранпаспорта.
«Россия и Абхазия официально вводят безвизовый режим... Мы обменяемся нотами, которые позволят ввести в действие безвизовый режим уже официально. Хотя достаточно эффективно принимались меры, чтобы наши граждане путешествовали друг к другу комфортно», – заявил Сергей Лавров по завершении встречи с абхазским президентом Сергеем Багапшем. Попутно он опроверг слухи о том, что в Цхинвале и Сухуме обсуждались некие вопросы, связанные с вступлением России в ВТО.
«НГ» уже писала о том, что членству РФ в ВТО противится Грузия, требующая от Москвы обеспечить контроль абхазского и югоосетинского участков границы грузинскими структурами. Этот ультиматум в условиях признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии невыполним. Вчера на пресс-конференции в Сухуме Лавров повторил заявление, сделанное им в марте: «Россия может вступить в ВТО и без согласия Грузии. Я не хочу в эту тему вдаваться. Возможности такие есть... Они основаны на принципах, по которым действует сама ВТО».
В Тбилиси и это заявление не упустили из виду. «Грузия не собирается отзывать свои условия», – парировала Каландадзе и подчеркнула, что никакого международного давления на Грузию в этом вопросе не было и нет, а выдвинутые «условия исходят из правил ВТО, которые должны соблюдать как члены организации, так и кандидаты на вступление».
«Господину Лаврову в преддверии переговоров в Берне, которые состоятся 28 апреля, пора осознать, что никаких возможностей без выполнения наших условий по контролю границы нет», – заявил «НГ» представитель официального Тбилиси. По его словам, «иллюзии могут быть порождены либо незнанием устава ВТО, в котором однозначно указано, что вступление происходит исключительно с согласия всех его членов, либо с невнятной позицией по этому вопросу первых лиц России». Попутно собеседник выразил также недоумение и по поводу заявления российского министра о необходимости заключения двухсторонних договоров о мире между Грузией и Абхазией и Южной Осетией. «И на это власти Грузии неоднократно давали ответ, в частности, на женевских консультациях по безопасности и стабильности – мы готовы подписать такой договор с самой Россией, но не с нашими регионами, оккупированными ею. Мы ознакомили весь мир с нашей доктриной безопасности, со стратегией в отношении оккупированных территорий – там отражено, что мы не собираемся использовать силу. Эти документы получили высокую оценку со стороны международного сообщества, а потому тема подписания соглашений с отторженными автономиями для нас исчерпана», – сказал собеседник.
Не стоит полагать, что Сергей Лавров отправился в Цхинвал и Сухум лишь затем, чтобы обсудить вопросы безвизового режима, возможность введения для жителей Абхазии и Южной Осетии двойного гражданства или чтобы сообщить местным лидерам о чьей-то готовности признать суверенитет республик. С Сергеем Багапшем он, в частности, затронул болезненную проблему, касающуюся собственности россиян в Абхазии. На итоговой совместной пресс-конференции абхазский лидер по этому вопросу заявил: «Абхазия решает проблему возвращения недвижимости российских граждан, которой они лишились в результате грузино-абхазской войны... Работает двусторонняя комиссия, которая изучает все вопросы... она исследует каждый конкретный случай». По его словам, создана также рабочая группа из представителей генпрокуратур РФ и Абхазии, которая рассматривает все заявления, письма и жалобы, коих в общей сложности 46. «Налицо политическая воля наших абхазских друзей эту проблему разрешить... Оцениваю динамику сотрудничества позитивно», – резюмировал Сергей Лавров.
Позитивная динамика российско-абхазского сотрудничества
Между Россией и Абхазией подписан Договор о стратегическом партнерстве, соглашения по сотрудничеству в экономике, военной сфере и безопасности. Всего действуют 58 документов, а готовятся к подписанию 40. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, у России «мало с кем есть такая разветвленная система договоров».