В Армию обороны Нагорного Карабаха идут служить охотно, несмотря на повышенную опасность.
Фото автора
Завтра с приезда в Ереван начинается визит заместителя госсекретаря США Джеймса Стейнберга на Южный Кавказ. В армянской столице гость пробудет два дня, затем на день заедет в Тбилиси и завершит вояж посещением Баку. Цель визита – ознакомление с ситуацией в регионе с повышенным уровнем конфликтности. Например, в понедельник в течение дня из Азербайджана поступала противоречивая информация о боестолкновениях на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. По одним данным, погибло 7 азербайджанских солдат, по другим – 1.
В рамках регионального визита Джеймс Стейнберг в сопровождении заместителя госсекретаря по евразийским вопросам Филиппа Гордона встретится с тремя президентами и главами МИДов южнокавказских государств. Из них особое внимание привлекают переговоры с азербайджанским и армянским лидерами – Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. Повышенный интерес связан с их предстоящей – 5 марта – встречей в Сочи с главой РФ Дмитрием Медведевым, посвященной карабахской проблеме. Однако при этом надежд на принятие судьбоносных практических решений немного. И огромным плюсом будет уже то, что встреча в Сочи снизит нарастающую напряженность на линии соприкосновения конфликтующих сторон в Нагорном Карабахе. Она достигла такого уровня, что в экспертных кругах карабахский конфликт стали называть не замороженным, а медленно вскипающим.
В частности, в ходе недавних дискуссий в Центре стратегических и международных исследований США старший сотрудник Атлантического совета Ян Бжезински заявил, что за последние несколько лет ситуация в Карабахе заметно обострилась, а вооруженные столкновения становятся обыденным явлением. «Наращивание военного бюджета Азербайджана чревато нестабильностью... Угрозы Баку о том, что военный бюджет Азербайджана скоро сравняется с госбюджетом Армении, говорят о том, что власти этой страны не видят решение нагорно-карабахской проблемы невоенным путем. Такая политика Баку вынуждает Ереван думать о превентивных действиях в краткосрочной перспективе», – считает Бжезински.
Директор Евразийского Центра при Атлантическом совете, экс-посол США в Турции и Азербайджане Росс Уилсон высказал мнение о необходимости «усилить международный мониторинг ситуации в Нагорном Карабахе, который значительно ослаб, – в противном случае растет вероятность возобновления армяно-азербайджанского конфликта».
В Степанакерте подтвердили «НГ» сложность положения на линии соприкосновения, но «в самой республике все спокойно». В двадцатых числах февраля здесь отметили 23-ю годовщину решения о выходе из состава Азербайджанской ССР и присоединения к Армянской ССР. С 13 февраля 1988 года каждый день на центральной площади Ленина в Степанакерте проходили митинги, собиравшие по 40–50 тыс. человек, пока 20 февраля на внеочередной сессии Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов не был принят документ «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». В те дни уже происходили локальные столкновения по этническому признаку не только в Карабахе, но во всем Азербайджане. Ситуация постепенно выходила из-под контроля и обернулась армянскими погромами в Баку, Сумгаите, Гяндже (тогда Кировабад) и исходом армян из Азербайджана. В ответ из Армении были депортированы азербайджанцы. 2 сентября 1990 года в условиях нарастающего напряжения Нагорный Карабах объявил о своей независимости. Баку ответил указом о недопустимости этого. Начавшаяся война взаимоисключающих указов перешла в полномасштабную, остановленную лишь в мае 1994 года и унесшую за эти годы около 30 тыс. жизней с обеих сторон.
Можно ли было избежать трагедии? Однозначного ответа, конечно, нет. Но факт, что попытки избежать ее в лучшем случае были вялые. Коммунистическое руководство – и союзное, и азербайджанское, и армянское – действовало, как правило, по принципу «не пущать», при этом и безвольно, и недальновидно. А ведь все начиналось с безобидных просьб Степанакерта к Баку – обратить внимание на тяжелые социальные условия, не закрывать наобум армянские школы, дать возможность принимать передачи армянского телевидения, если не все, то хотя бы футбольные матчи с участием «Арарата» и т.д. Впрочем, вспоминать это сегодня, пожалуй, бессмысленно – что случилось, то случилось. Сегодня в регионе другие задачи: любой ценой избежать войны, постепенно, шаг за шагом создать атмосферу доверительности двух народов, обреченных жить рядом, не смотря друг на друга через автоматные прицелы.