Работникам «Луча» обещают «человеческую» приватизацию.
Фото Luch.ru
Фактически отказав российскому Сбербанку в продаже Белпромстройбанка, президент Александр Лукашенко тут же сторговался со швейцарской компанией Franck Muller по поводу продажи часового завода «Луч». Эксперты говорят о том, что закулисные приватизационные сделки становятся тенденцией.
Завод «Луч» Александр Лукашенко посетил в пятницу, в то время как его коллеги по ОДКБ наблюдали за учениями КСОР на полигоне «Матыбулак» в Казахстане. Причем посетил уже вместе с потенциальным инвестором – генеральным директором компании Вартаном Сирмакесом. Белорусский президент пообещал продать вожделенный контрольный пакет (52%) в обмен на обещание не только сохранить торговую марку «Луч», но и вернуть ей былую славу и вести себя при этом «по-человечески». Инвестор пообещал выпустить к чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Белоруссии в 2014 году, коллекцию из 2014 изделий, часы для женщин «Белоруссия», а также часы высокого класса для президента страны и членов правительства. Кстати, в настоящее время Лукашенко сверяет время по Patek Philippe. Их стоимость, как утверждают белорусские оппозиционные СМИ, составляет 17 тыс. долл. Лукашенко пообещал поменять Patek Philippe на «Луч».
Сделку можно было бы считать удачной – завод давно банкрот, склады завалены никому не нужными механизмами, число работающих там по сравнению с советскими временами снизилось в 10 раз. Однако местных наблюдателей смущает цена, по которой планируется продать завод. Находящееся в центре города предприятие, только «стены» которого стоят минимум 100 млн. долл., планируется продать за 10 млн. долл. Белорусские эксперты утверждают, что если бы предприятие продавалось на открытом конкурсе, то к нему бы выстроилась очередь из потенциальных инвесторов. Тот факт, что еще не так давно интерес к «Лучу» проявляли и другие мировые производители (в частности, швейцарская Swatch считалась без пяти минут собственником), подтверждает этот тезис. Вспоминая, что представители Franck Muller давно обхаживают белорусских чиновников, белорусская экономически активная общественность предполагает, что деньги швейцарская компания заплатила, но осели они где-то в карманах чиновников. Во всяком случае, просочившаяся в СМИ информация о содержании докладных записок президенту демонстрирует ярко выраженный чиновничий лоббизм.
Интересно, что приватизационные сделки в Белоруссии если и совершаются, то без всяких открытых конкурсов. При этом они не всегда оказываются эффективными. Купившая пару лет назад за бесценок завод «Мотовело» австрийская ATEC Holding Gmbh так и не сделала ничего для восстановления производства велосипедов и мотоциклов. Сегодня предприятие в сложнейшем экономическом положении. И в случае с «Мотовело», и в случае с «Лучом» эксперты подозревают, что интерес к ним в первую очередь объясняется высокой стоимостью земель, на которых стоят эти заводы.
Одновременно с этим публичные проекты приватизации официальный Минск тормозит. Как уже писала «НГ», по требованию МВФ белорусское правительство готово приватизировать малозначимые заводики. Судя по всему, не состоится и продажа акций госбанков, о которой власти говорят уже не первый год. На прошлой неделе Александр Лукашенко фактически отказал российскому Сбербанку в сделке по продаже контрольного пакета акций Белпромстройбанка. По его словам, кризис, «когда цены пляшут», это не время продавать собственность. К тому же международные оценщики выставляют такую цену банка, которая в разы меньше ожидаемой белорусской стороной.
Минск