Белоруссия вынашивает идею производства собственных автомобилей на основе мировых брендов.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Белорусы боятся единого Таможенного союза с Россией и Казахстаном, а эксперты вообще скептически оценивают его создание. Переполох в белорусском обществе вызвало сообщение о выравнивании до российского уровня таможенных пошлин на легковые автомобили, которое в Минске растиражировали вчера. Для белорусов это означает подорожание машин на 30%.
Представители белорусского бизнеса сокрушаются, что им ничего не известно о грядущих изменениях в связи со скорым созданием Таможенного союза в рамках России, Белоруссии и Казахстана. О таможенном тарифе, который уже с 1 января 2010 года должен быть единым для трех стран, никто ничего не знает, рассказали «НГ» в одном из белорусских объединений предпринимателей.
«Сегодня наши предприятия даже не представляют, какими будут условия их работы в следующем году», – признался собеседник «НГ». При этом он выразил уверенность в том, что «такие серьезные вопросы должны обсуждаться с участием представителей бизнеса». Хотя говорить об этом уже поздно – 27 ноября в Минске должен быть подписан Таможенный кодекс. «Напрасно чиновники думают, что оставшегося до конца года времени будет достаточно, чтобы перестроить в случае необходимости свою деятельность», – сокрушается представитель белорусского бизнеса, не пожелавший назваться. Напомним, с 1 июля будущего года Таможенный кодекс должен вступить в силу, а в полном объеме ТС должен заработать к середине 2011 года. Изначально идею создания ТС белорусский бизнес поддерживал, так как он предусматривает свободное движение товаров и капитала в масштабах трех стран и унификацию норм по отношению к товарам из третьих стран, что открывает большие возможности для предпринимателей. Однако тогда никто не предполагал, что реализовываться эта идея будет втайне от бизнеса.
На этой неделе беспокойство распространилось и на население. В местных СМИ появились статьи с заголовками типа «Россия заставляет Белоруссию повышать таможенные пошлины на автомобили». Переполох вызвало признание заместителя руководителя департамента внешней торговой политики Министерства индустрии и торговли Казахстана Алии Алимбетовой. «Были долгие переговоры, но однозначно будет российский уровень – 30–35% на новые автомобили», – выдала она тайну, которую тут же растиражировали СМИ.
Автомобили – самая чувствительная позиция для населения Белоруссии и автодилеров. Последние заявили, что переход к российским тарифам нанесет удар по белорусскому авторынку. В то же время экономические эксперты полагают, что правительство Белоруссии может пойти на такой шаг. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в одном из выступлений заявлял, что ожидал бы от России отмены таможенного тарифа на нефть. В обмен на это Белоруссия могла бы уступить союзникам по какой-нибудь своей чувствительной позиции, предложил он. По мнению экспертов, позиция «автомобили» могла бы стать такой разменной монетой. Причем даже с определенной выгодой для государства. Дело в том, что Белоруссия давно вынашивает идею создания собственного производства легковых авто в сотрудничестве с какими-либо мировыми брендами. Но иностранный инвестор не идет в Белоруссию, так как емкости местного рынка недостаточно для открытия производства, а российский из-за разности пошлин закрыт. Их выравнивание могло бы дать толчок развитию белорусского легкового автопрома. К тому же правительство Белоруссии давно обеспокоено тем, что больше всего валюты население отдает на покупку зарубежных авто. Повышение их стоимости могло бы приостановить этот процесс.
Источник «НГ» в околоправительственных кругах признался, что формирование ТС может и ничего не изменить в хозяйственной деятельности, именно поэтому и нет никакой информации для ее субъектов. Он высказал предположение, что ТС – это больше политический проект, чем экономический. По мнению собеседника «НГ», Таможенный союз может постигнуть судьба Союзного государства, в котором «много разговоров, но мало дел».
Минск