С белорусских прилавков скоро может исчезнуть российское пиво.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
В Белоруссии обсуждается возможность введения монополии государства на импорт пива. По мнению экспертов, эта мера противоречит не только российско-белорусским договоренностям, но и идее создания Таможенного союза в рамках Белоруссии, России и Казахстана.
Ввести госмонополию предлагается проверенным способом – посредством появления специмпортера. Напомним, что такой институт Белоруссия уже ввела на рынке табака, алкоголя и рыбы, заменив им квотирование импортных поставок. Отказаться от квотирования Белоруссию в 2007 году вынудила Россия, так как это ограничивало присутствие российских товаров на белорусском рынке.
С инициативой монополизировать пивной рынок выступил председатель Комитета государственного контроля (КГК) Зенон Ломать, который пользуется практически неограниченным доверием президента Лукашенко и при этом наводит ужас как на представителей госорганов, так и на местный бизнес. Предложение о введении института специмпортера возникло после проведения проверок на пивном рынке. В очередной раз Ломать озвучил его во вторник в ходе доклада президенту. Как сообщила пресс-служба Александра Лукашенко, КГК с ужасом обнаружил, что около 25% белорусского рынка пива занимают иностранные производители, в то время как местные не выполняют доведенные правительством задания по объемам производства и экспорта.
В частности, в 2008 году вместо запланированных 50 млн. дал произведено лишь 35,4 млн. дал. Еще хуже дела обстоят с экспортом. План предусматривал, что за рубеж будет продано 2,9 млн. дал, а по факту получилось лишь 0,8 млн. дал. По словам Ломатя, все эти негативные тенденции сохраняются и в 2009 году. Огорчает главного президентского контролера то, что импорт приходит в страну незаконно. Он привел в пример ситуацию, когда только один человек через лжепредпринимательские структуры смог ввезти в Белоруссию пива более чем на 5 млн. долл.
К слову, в среде белорусских чиновников пока нет единства по вопросу новых правил регулирования на белорусском рынке. Об этом заявил первый заместитель министра торговли Белоруссии Михаил Свентицкий. Он признал, что введение института специмпортера нарушило бы обязательства Белоруссии перед Россией.
Эксперт «НГ» по вопросам экономических аспектов интеграции, пожелавший остаться анонимным, также подтвердил газете, что российская сторона расценивает институт специмпортера как ограничительную меру для российских товаров на белорусском рынке. «Практика существования института специмпортера на других сегментах рынка показывает, что речь идет не только о контроле, но и о количественном ограничении. Собеседник «НГ» напомнил, что соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между двумя странами от марта 2007 года предусматривает, что Белоруссия не только отменит существовавшее тогда квотирование и эквивалентные ему меры, но и не будет вводить аналогичные ограничения в будущем. По его словам, для контроля за теневым оборотом существуют другие механизмы.
Более того, по мнению эксперта, она противоречит идее создания Таможенного союза, о создании которого к лету 2011 года объявили Белоруссия, Россия и Казахстан. «Страны, входящие в Таможенный союз, не могут применять по отношению друг к другу меры как тарифного, так и нетарифного регулирования, к которым относится и институт специмпортера», – утверждает он. Эксперт уверен, что тема ограничений на пивном рынке станет предметом российско-белорусских переговоров, пояснив при этом, что идут такие переговоры всегда непросто. «Белоруссия упорно настаивает на том, что данная мера не относится к числу мер нетарифного регулирования», – сказал он.
Интересно, что эксперты в Минске невысоко оценивают эффективность института специмпортера для наращивания продаж местных брендов. «Отсутствие конкуренции скажется на качестве продукта», – утверждают они. Кроме того, по оценке пивоваров, которая неоднократно звучала в прессе и на официальном уровне, популярности белорусского пива мешает не присутствие зарубежных конкурентов на этом поле, а требование варить пиво из местного солода, который дорог и не всегда качественен.
Минск