Запасов водохранилища не хватает для обеспечения электростанций.
Фото автора
Киргизские энергетики готовы в ближайшее время прекратить регулярные отключения света. Такую приятную для населения новость недавно огласил министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Ильяс Давыдов. По словам чиновника, ждать осталось немного – «ограничения на потребление электроэнергии в стране будут сняты, когда приток воды на Токтогульском водохранилище превысит ее расход».
Казалось бы, такое сообщение должно было обрадовать как рядовых граждан, так и экспертов, почти год сидящих без света по 6–8 часов в сутки. Однако специалисты серьезно сомневаются в том, что время «включать свет» действительно пришло.
«Прекращение веерных отключений – рискованный шаг. Вместо того чтобы в весенне-летний период, когда объем притока наиболее велик, всеми возможными способами накапливать воду в Токтогульском водохранилище и готовиться к следующей зиме, власти ради сиюминутных политических интересов готовы слить все запасы воды летом», – отметил «НГ» на условиях анонимности один из местных экспертов.
На данный момент положение с запасами воды в Киргизии (и соответственно с возможностью вырабатывать электроэнергию) по-прежнему остается сложным – согласно официальным данным, приток в Токтогульское водохранилище на 18% ниже далеко не самого лучшего прошлогоднего показателя. Снижение притока пока компенсирует усиленная экономия электричества – из водохранилища через Токтогульскую ГЭС сливается на 19% меньше воды, однако с прекращением веерных отключений ситуация в энергетике может измениться не в лучшую сторону.
При этом нехватка воды по-прежнему будет играть негативную роль в отношениях с соседями – Узбекистаном и Казахстаном. Ведь, по прогнозам специалистов, засушливый период в Центральной Азии продлится еще несколько лет. По словам министра мелиорации и водных ресурсов Таджикистана Саиди Екубзода, «прошлогодняя засуха может негативно повлиять на Таджикистан и на соседние страны и нынешним летом». Чиновник отметил, что сложная ситуация наблюдается во всех крупных таджикских и киргизских водохранилищах.
За последний год ситуация в киргизской энергетике практически не изменилась: властям удалось лишь незначительно снизить воровство электричества, строительство Камбаратинской ГЭС, призванной ликвидировать энергетический дефицит, идет медленно, с проблемами. Денег на модернизацию инфраструктуры по-прежнему нет и в ближайшее время вряд ли будут. 150 млн. долл., подаренных в начале апреля Россией, в расчет можно не брать: эти средства пойдут в первую очередь на социальные нужды – выплаты пенсий, зарплат, латание дыр в бюджете, образовавшихся из-за кризиса.
Собственных свободных денег в стране нет – с начала года в республике упали промышленное производство и таможенные сборы, на 40% снизился объем денежных переводов от гастарбайтеров, работающих в России.
На этом неблагополучном фоне идет подготовка к президентским выборам, намеченным на июль этого года. Пока ни один из политических тяжеловесов как со стороны власти, так и из лагеря оппозиции официального заявления на участие в выборах не подал. Заявившиеся на данный момент кандидаты, по мнению большинства политологов, реальных шансов на победу не имеют. Оппозиция по-прежнему не выдвинула единого кандидата, а президентская партия «Ак Жол» отложила выдвижение своего претендента на май. Им, вероятно, станет нынешний глава государства Курманбек Бакиев.
Интересно, что в апреле в стране закончилась перепись населения. По данным «Немецкой волны», организаторы приказали переписчикам в обязательном порядке записать не менее 400 человек на каждом избирательном участке, даже если реально столько людей там не проживало. Оппозиционеры отмечают, что «мертвые души» в списках могут быть использованы для организации «правильных итогов президентских выборов» – несуществующие люди «придут» на избирательные участки и «единодушно» отдадут свои голоса за нужного кандидата.
Бишкек