Александр Лукашенко пытается расширить круг партнеров за счет западных стран.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил главе МИДа Сергею Мартынову предпринять ряд мер для улучшения отношений с ЕС и США, сообщила пресс-служба белорусского президента. Местные наблюдатели опять заговорили о похолодании в российско-белорусских отношениях.
Пресс-служба президента пояснила, что речь об улучшении отношений с ЕС и США шла во время встречи Александра Лукашенко с министром иностранных дел Сергеем Мартыновым. С главой МИДа президент обсуждал «основные направления внешней политики Белоруссии». Как сообщил министр в эфире белорусского государственного телеканала во вторник, обсуждалось, «что необходимо сделать, чтобы улучшить отношения с этой группой государств».
Налаживание отношений с ЕС и США – не новое направление внешней политики Белоруссии. Высшее руководство всегда заявляло о своей многовекторной политике и готовности сотрудничать как с Западом, так и с Востоком. Однако при этом всегда подчеркивалось, что Белоруссию Запад должен принять такой, какая она есть. Сказанное министром Мартыновым дает основание думать, что Белоруссия готова согласиться с некоторыми условиями США и ЕС. Кроме того, возможные меры по налаживанию отношений уже обсуждаются.
Накануне местные СМИ активно обсуждали факт заключения контракта Белоруссии с известным пиарщиком лордом Беллом (ранее «НГ» писала о том, что Белл пообещал Лукашенко за определенные деньги улучшить имидж его страны в мире). В частности, приводились слова лорда о том, что до парламентских выборов, которые пройдут в сентябре, стоит ожидать освобождения политических заключенных из белорусских тюрем.
Напомним, Лукашенко уже однажды делал попытку выполнить условия по демократизации страны для налаживания отношений с Западом. В начале этого года на свободу вышли почти все имевшиеся на тот момент заключенные, которых ЕС и США считают политическими. Президент Белоруссии признавал тогда, что сделано это под давлением Запада. Однако выполнить полностью пункт № 1 в требованиях мировой общественности Лукашенко не смог – он не освободил своего недавнего соперника по президентской гонке и личного врага – Александра Козулина. Как рассказал позже сам экс-кандидат в президенты, свободу ему предлагали только на условии эмиграции, от чего он отказался. Наметившееся было потепление опять приостановилось. Затем и вовсе разразился белорусско-американский дипломатический скандал, послы обеих стран были отозваны для консультаций, численность посольств сокращена, а США расширили сферу действия своих экономических санкций в отношении предприятий концерна «Белнефтехим».
Наблюдатели в Минске полагают, что нынешние заявления о готовности налаживать отношения с ЕС и США – не только результат действия контракта с лордом Беллом: активность Белоруссии на западном направлении всегда связана с обострениями на российском. Не так давно посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил, что стоимость газа для Белоруссии в 2009 году явно «вываливается за 200 долл.», в то время как проект бюджета сверстан из расчета стоимости 1 тыс. куб. м газа по 140 долл. И даже в этом случае населению обещано серьезное повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, а реальному сектору – сокращение объемов господдержки. Ход переговоров о цене на газ неизвестен общественности, однако очередной показной крен Лукашенко в сторону Запада в непростое для России время обострения отношений с Грузией – явление знаковое. Кстати, во вторник во время специальной пресс-конференции Александр Суриков обратил внимание журналистов на то, что Белоруссия заняла не совсем верную позицию во время этого конфликта. «Мы-то всегда разделяем ваше горе в международных организациях, в том числе когда вводятся экономические санкции, когда международные организации по инициативе некоторых стран начинают обсуждать отсутствие прав человека в Белоруссии. За этим всегда следуют громогласные заявления со стороны России», – попенял белорусским властям Суриков. Потому молчание официального Минска в этой ситуации «нас озадачило», сказал дипломат.
Минск