Белорусские школьники могут получить аттестат на год раньше, чем ожидали.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В Белоруссии с подачи администрации президента инициируется переход с 12-летнего на 11-летнее среднее образование. «С экспериментами в школьном образовании надо заканчивать», – заявил Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием парламенту и народу. И фактически инициировал реформу. Как она будет осуществляться, чиновники должны определиться к концу мая, а внедрять новшества начнут уже с 1 сентября.
Из обсуждения проблемы на специальном совещании у президента можно сделать вывод, что переход к одиннадцатилетке произойдет уже в следующем году без адаптационного периода. Тот факт, что нынешние 10-классники в этом году будут сдавать экзамены за курс базовой школы, а в следующем – уже средней, вызывает ужас у оказавшихся в эпицентре реформы учеников и их родителей. В то же время в вузах довольно потирают руки: к ним придут «два комплекта» абитуриентов, что породит огромные конкурсы, и они смогут «снять сливки». Благо это и для рынка труда – в Белоруссии избыток рабочих вакансий. «Недоученные» дети едва ли выдержат серьезный конкурс, а значит, смогут пополнить ряды трудящихся.
Родители, учителя да и чиновники Минобразования робко поговаривают, что надо бы дать первым «двенадцатилеткам», которые сегодня заканчивают 10-й класс, окончить школу по-старому, чтобы не ломать жизнь детям. Стратеги администрации президента, однако, уже подсчитали, что 12-й год обучения будет стоить бюджету 300 млрд. руб. (порядка 140 млн. долл). Из них 100 млрд. руб. придется затратить на само обучение, а 200 будут потеряны из-за «исключения молодежи из продуктивной жизни».
Комментируя нововведения, местные эксперты называют ряд причин такого стремительного реформирования. Первая – финансовая, в которой присутствует российский след: подорожание энергоносителей заставляет экономить на всем, в том числе и на образовании. «НГ» писала о том, что недавно в Белоруссии началась социальная реформа с лишением льгот многих категорий населения.
Вторая – макроэкономическая. Затевая 10 лет назад переход на 12-летнее образование, государственные эксперты не смогли просчитать последствия этого шага. Они не учли того факта, что рождаемость в начале 90-х была низкая, а период взросления детей начала 90-х пришелся на время выхода на пенсию большого количества людей, рожденных в первое послевоенное десятилетие. Вкупе с запретами на увольнение рабочих с крупных промышленных предприятий и оттоком высококвалифицированных кадров в близлежащие страны это стало источником дефицита рабочих рук в Белоруссии. Его-то и должны будут восполнить «жертвы эксперимента в образовании».
Третья причина – внешнеполитическая. Декларируя переход к 12-летнему образованию, белорусские чиновники говорили об унификации местного образования с европейским. По окончании 12-летки белорусские школьники могли становиться студентами европейских вузов. Для нынешней же власти европейские ценности и стандарты не только не образец, но даже и антипод. «Будем ли мы у себя строить государство чисто по западному образцу, еще вопрос», – выступил накануне «вброса» реформаторской идеи в массы на страницах президентской газеты «Советская Белоруссия» первый заместитель главы администрации президента Анатолий Рубинов. По его мнению, на Западе 12-летнее образование – средство от безработицы. «И чем держать молодых людей на пособии по безработице, лучше лишних два года продержать их в школе», – рассуждает Рубинов. «У нас проблема не с безработицей, а с нехваткой рабочих рук┘ А мы хотим еще дополнительно посадить на шею трудящейся части населения часть уже взрослой молодежи, которая лишний год будет оставаться в школе», – поясняет он логику нововведений.
Реформа средней школы должна была идти вместе с изменениями в высшей. Там внедрили двухступенчатую систему образования – бакалавриат и магистратуру. Это позволяло белорусским бакалаврам отправляться на учебу в европейские страны. «Но не в государственных интересах создавать особо благоприятные условия для отъезда наших молодых людей за границу, – пояснил Рубинов. – Тем более что на их обучение государство потратило немалые деньги».
Минск