0
1248
Газета СНГ Интернет-версия

08.10.2007 00:00:00

Консенсус с оговорками

Тэги: путин, саммит, снг, назарбаев


путин, саммит, снг, назарбаев Нурсултана Назарбаева не устраивает роль, которую Казахстану отводит Россия.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Душанбе Владимир Путин сделал несколько подарков самому себе к 55-летию. Он поменял руководство российской внешней разведки, нашел кандидатуру нового полпреда в ЮФО и настоял на том, чтобы Россия получила контрольный пакет голосов во впервые создаваемом на постсоветском пространстве наднациональном органе – Таможенной комиссии. Что мало понравилось главе Казахстана Нурсултану Назарбаеву.

Особое мнение

«Если развелись, зачем концепцию подписывать?» – спросила я у одного из российских чиновников накануне саммита, напомнив слова Владимира о том, что СНГ создавалось для цивилизованного развода. «Бывает, люди разведутся, а жить вместе приходится. И дети общие есть. Вот поэтому и над концепцией работали», – вздохнул чиновник. Впрочем, к полному консенсусу о путях дальнейшего сосуществования Содружества главы государств СНГ так и не пришли. Представители Тбилиси в работе над документом практически не участвовали, а Баку представляли не чиновники, а эксперты. Концепцию не подписали Грузия и Туркмения, Украина и Азербайджан высказали особое мнение, а Молдавия подписала документ с оговоркой.

Если Туркмения предпочла сохранить нейтралитет, то члены проамериканской ГУАМ имели серьезные претензии к документу. По словам источника «НГ» в исполкоме СНГ, все четыре государства не желали ставить международный договор (которым концепция не является) выше международного законодательства.

Украина, которую на саммите СНГ представлял министр иностранных дел Арсений Яценюк, не согласилась с двумя положениями концепции. Представитель официального Киева не готов был подписаться под тем, что русский язык как фактор межнационального общения на пространстве СНГ играет важную роль в решении задач гуманитарного сотрудничества. Кроме того, Украине не понравилось положение концепции о сотрудничестве «в наблюдении за выборами и референдумами».

Молдова подписалась только под одним пунктом – об экономическом сотрудничестве стран СНГ. При этом Кишинев подчеркнул, что не собирается участвовать в развитии военно-технического сотрудничества.

Наиболее развернутые замечания были у Азербайджана. «Баку подчеркнул, что не считает себя членом некоей международной организации, а скорее членом некоего клуба, – рассказал «НГ» источник в исполкоме СНГ. – А договоренности, достигаемые на саммите, не имеют статуса международных соглашений». Кроме того, Азербайджан настаивал на том, чтобы в концепции были зафиксированы положения, направленные на разрешение нагорно-карабахского конфликта. «В «особом мнении» Азербайджана содержится целый блок по Нагорному Карабаху», – рассказал «НГ» источник в исполкоме СНГ. В частности, Баку хотел бы, чтобы в создавшихся условиях саммиты не проводились ни в Армении, ни в Азербайджане. А помимо совместной борьбы с терроризмом страны СНГ, по мнению официального Баку, должны бороться и с сепаратизмом. Впрочем, как бы ни относились Роберт Кочарян и Ильхам Алиев друг к другу, перед саммитом СНГ они обменялись рукопожатием.

«Ракета с Марса, а самолет – с Луны»

Когда саммит СНГ закончился, я вышла в холл огромного дворца таджикского президента. Мимо меня к выходу несся президент Грузии Михаил Саакашвили. Я спросила грузинского лидера, почему он не подписал Концепцию развития СНГ. «Обсудили┘ решили не подписывать┘ был ряд пунктов, которые не устраивали», – грузинский президент, по всей видимости, торопился решать внутриполитические проблемы. Я спросила, что это за пункты. Пункты оказались все те же. «У нас есть нерешенные вопросы в отношениях с Россией. Когда они будут решены, тогда все свободы на пространстве СНГ приобретут смысл!» – произнес грузинский лидер.

Мы спускались по роскошной мраморной лестнице дворца, когда я услышала за спиной голос главы российского МИДа Сергея Лаврова: «Михаил Николаевич, девушек вы тут наших...» – «Да нет, не ваших┘» – неожиданно смутился грузинский лидер, словно его застали на месте преступления, и увеличил скорость движения. Уже у выхода из дворца он исчерпывающе ответил мне на главный вопрос – о происхождении ракеты и самолета, неведомо откуда залетевших на грузинскую территорию. «Я совершенно точно знаю┘ – Саакашвили готовился сделать ответственное заявление, – что ракета с Марса, а самолет – с Луны». На самом деле происхождение летающих средств было куда как загадочнее. «К моему удивлению, – начал грузинский президент, ссылаясь на зарубежную экспертизу, – самолет вылетел не из Моздока, а из Москвы. А в Моздоке заправился!» «Для чего это было нужно, непонятно», – вздохнул грузинский лидер.

Саакашвили подписал только три документа. Он согласился с кандидатурой экс-главы СВР Сергея Лебедева на посту главы исполкома СНГ, с местом проведения следующего саммита Содружества в Бишкеке и с председательством Киргизии в Совете глав государств СНГ.

К слову, все вынесенные на обсуждение документы подписали только четыре государства – Россия, Киргизия, Белоруссия и Армения. При этом все участники саммита согласились с тем, чтобы наградить хозяина – президента Таджикистана Эмомали Рахмона – почетным знаком СНГ. Источник в исполкоме СНГ сообщил «НГ», что это огромная цепь со вставками в виде эмалевых гербов всех государств Содружества стоимостью 14 тыс. долл. Сделан шедевр в Санкт-Петербурге. Легенда гласит, что пять лет назад на саммите СНГ в Кишиневе такой знак был вручен Владимиру Путину. Президент Таджикистана, также отмечавший свой день рождения, тогда страшно обиделся. До восстановления справедливости ему пришлось ждать пять лет. Кстати, российский президент вручил коллеге из Душанбе подарок, также сделанный питерскими мастерами, – серебряный чайный сервиз.

А президент Молдавии подарил Путину бутылку шампанского. «Большую?» – спросила я у Владимира Воронина. Молдавский лидер оглядел меня, подумал пару секунд, а потом сказал: «Да с вас ростом!» С Владимиром Ворониным российский президент провел двустороннюю встречу, после которой стало окончательно ясно: молдавское вино потоком потечет в Россию.

А запланированная (по-видимому, только российской стороной) встреча Путина и Лукашенко не состоялась. «А что, встречу планировали?» – человек с бейджем, на котором читалось слово «участник» и был изображен белорусский флаг, смотрел на меня ясным немигающим взглядом. Он показал мне маленькую книжечку с программой визита Александра Лукашенко в Душанбе. Встречи с российским президентом там не было. Правда, буквально за несколько минут до этого разговора человек, на бейдже которого был российский флаг, показывал мне программу визита Владимира Путина, и там черным по белому было написано: «Встреча с президентом Белоруссии А.Г. Лукашенко». «Мы предложили белорусам удобное время, ждем от них ответа┘» – объяснял мне коллизию высокопоставленный источник в российской делегации. По его версии, у белорусских чиновников не хватило то ли смелости, то ли еще чего-то, чтобы донести предложение российской стороны до своего шефа. И они стали от россиян «бегать».

Михаил Саакашвили, ранее заявлявший, что хотел бы поговорить с другом Владимиром Путиным, о своих желаниях в Душанбе умолчал. Зато глава украинского МИДа вызвался проводить российского президента до входа в его резиденцию. Как утверждал источник «НГ» в окружении российского президента, Яценюк предложил «начать активную стадию подготовки к заседанию комиссии Путин–Ющенко». Президент России, в свою очередь, выступил со встречным предложением, сводящим на нет все то доброе, что было сказано главой украинского МИДа. Путин предложил провести встречу после формирования правительства в Украине. Перспективы этого долгожданного события выглядят туманно.

Неконсенсусное решение

В субботу утром главы государств стояли на лужайке перед дворцом и по традиции ждали только одного коллегу – президента России Владимира Путина. Российский лидер запоздал минут на двадцать. Главам государств предстояли непростые переговоры. Высокопоставленный источник в российской делегации рассказал, что до последнего момента не было понятно, будут ли подписаны все четыре документа, создающие правовую базу для формирования Таможенного союза между тремя государствами – Россией, Белоруссией и Казахстаном. Три президента должны были подписать решение о создании комиссии Таможенного союза, соглашение о формировании единой таможенной территории и план действий по формированию Таможенного союза, рассчитанный на три года. Кроме того, все участники ЕврАзЭС должны были поставить свои подписи под протоколом, вносящим изменения в базовое соглашение о создании ЕврАзЭС. Пойдет ли на это Узбекистан, по словам источника, до конца не было понятно.

После напряженных, продолжавшихся около трех часов переговоров в узком составе лидеры шести государств сфотографировались, а потом отправились к одному из корпусов резиденции таджикского президента. Там должны были пройти переговоры в широком составе. Если бы не участвовавший в этой процессии глава Молдавии, она напоминала бы похоронную. «А Ростов интересный город! – вспоминал Владимир Воронин свой приезд на скачки на приз президента России летом этого года. – А какие казаки!» «Нурсултан Абишевич! А вы на скачках были?» – спрашивал Воронин. Но президенту Казахстана было, похоже, не до скачек.

Его можно было понять. В комиссии Таможенного союза – формируемом наднациональном органе – Россия получила 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия – по 21,5%. Россия, таким образом, получила две трети голосов, и принять какое-либо решение без нее невозможно. «Распределение голосов окончательно согласовывалось президентами», – заметил источник «НГ» в российской делегации. В основу распределения голосов, по его словам, положен принцип экономического развития стран и размера ВВП. Механизм использования этого принципа при распределении голосов выглядел, правда, весьма сомнительным.

Накануне, на пресс-конференции после саммита СНГ, Назарбаев открыто высказался против такого распределения. «Конечно, Россия – крупнейшая (постсоветская. – «НГ») экономика, – заметил он. – Но хотя в Европейском союзе особая роль Франции и Германии принимается во внимание, они не могут принять решение без маленьких государств».

Открывая заседания ЕврАзЭС в широком составе, Владимир Путин заявил, что лидерам стран удалось прийти к консенсусному решению, а все замечания учтены. «Александр Григорьевич! По этому пункту повестки дня есть замечания?» – весело спросил российский лидер, когда дело дошло до голосования по пункту повестки дня о формировании единой правовой базы Таможенного союза. Но возражения, похоже, оставались у президента Казахстана. В какой-то момент заседания Сергей Лавров с текстом одного из соглашений в руках подошел к Нурсултану Назарбаеву. Никакого оптимизма на лицах обоих участников дискуссии не было. Когда глава российского МИДа вернулся на свое место, он стал что-то рассказывать президенту. После этого в процессе обсуждения оказалась задействована уже вся российская делегация. Мне показалось, что Таможенный союз так и не будет создан.

Президент России между тем весело шутил. «Следующее место саммита ЕврАзЭС – Москва, май–июнь 2008 года», – уверенно говорил Путин, а потом, заметив, что его белорусский коллега болтает с кем-то из своей свиты, произнес: «Александр Григорьевич, в Москве собираться будете?» Президент еще сказал, что было сделано предложение о постоянном проведении саммита в России. Он обещал подумать над этим. Но, по информации «НГ», россияне уже давно обо всем подумали: ЕврАзЭС будет собираться в отстроенной к майскому саммиту Россия–ЕС резиденции «Волжский Утес».

Почти революционные результаты

Перед началом встречи глав государств – членов ОДКБ в расширенном составе я спросила у высокопоставленного источника в российской делегации, удалось ли согласовать документ. «С Казахстаном было сложно, но удалось сломать», – заметил мой собеседник. Когда саммит закончился и все делегации покинули зал, за столом остался Владимир Путин. Он последним ставил свою подпись под тремя ключевыми соглашениями. Взяв в руки документ, глава России стал читать его так внимательно, словно вчитывался даже не в каждое слово, а в каждую букву. «Что он там читает?» – спросила я одного из членов российской делегации. «О распределении голосов┘» – ответил мой собеседник. Наконец Путин дошел до абзаца, в котором снова нашел какие-то погрешности. Он вызвал уже экс-генсека ЕврАзЭС Григория Рапоту (на его место был избран бывший посол Казахстана в России Таир Мансуров) и стал о чем-то спрашивать. Мне показалось, что от напряжения, которое испытывала вся российская делегация, в зале сейчас рухнет потолок. В этот момент к Путину подошел Александр Лукашенко. Наконец российский президент поставил свою подпись под документом.

Достигнутые на саммите ЕврАзЭС результаты Путин, общаясь с журналистами кремлевского пула, назвал «почти революционными». До окончательного создания Таможенного союза действительно далеко. Новый наднациональный орган – комиссия – заработает, когда страны согласуют таможенный тариф. А это уже длится много лет. «С Белоруссией тариф согласован на 90 процентов, с Казахстаном – процентов на 70», – говорит директор департамента международного сотрудничества правительства Татьяна Валовая. Но из-за процесса вступления в ВТО процесс затормозился – Россия теперь не может пересматривать тарифы. Нельзя, кстати, исключать и другого сценария: как утверждает Валовая, члены Таможенного союза смогут подать коллективную заявку на вступление в ВТО.

Даже если таможенный тариф и будет согласован, комиссии, в которую должны войти министры, курирующие проблематику взаимодействия со странами СНГ, будет нелегко принимать решения. В подписанных в субботу в Душанбе документах уже предусмотрен механизм: если одна из сторон (на данном этапе это Белоруссия или Казахстан) не будет удовлетворена решениями двух других государств, она может обратиться в высший орган Таможенного союза, которым стал Межгоссовет ЕврАзЭС. Там решение будет приниматься уже всеми главами государств – членов организации. Можно предположить, что этот пункт внесен по инициативе Казахстана.

Обо всем этом президент не говорил. Кратко рассказав про итоги саммитов, он поделился информацией о новых кадровых назначениях. Рапота, по его словам, «работал хорошо, результативно, и в значительной степени благодаря его усилиям мы достигли тех результатов по линии ЕврАзЭС, о которых я сегодня сказал. Поэтому я считаю возможным и по возвращении в Москву подпишу указ о назначении его полномочным представителем президента Российской Федерации в Южном федеральном округе».

Душанбе


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2070
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1328
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
987
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1297

Другие новости