Минск планирует увеличить госсубсидию поставщикам российской нефти, транспортируемой в Белоруссию по железной дороге. В белорусском правительстве считают, что этот шаг увеличит поставки на национальные нефтеперерабатывающие заводы, которые в последнее время работают почти вхолостую.
В настоящее время затраты на доставку нефти к белорусским НПЗ железнодорожным путем слишком высоки. Если тонна «трубной» нефти стоит 375 долл. (без НДС), то «железнодорожной» – 397 долл., пояснили «НГ» в концерне «Белнефтехим». В результате почти 4 млн. тонн нефти, которые в соответствии с подписанным сторонами нефтяным балансом должны поступить по железной дороге, могут оказаться невостребованными. «В Минске опасаются, что это может подвигнуть российскую сторону урезать нефтяную квоту для Белоруссии на следующий год», – прокомментировала «НГ» пристальное внимание белорусского правительства именно к железнодорожной нефти эксперт в области ТЭК Татьяна Маненок.
Напомним, что госсубсидию для поставщиков нефти белорусское правительство ввело после того, как по инициативе России с начала этого года условия поставки сырья изменились. Возникла необходимость платить «входную» пошлину при ввозе нефти в Белоруссию, а также повышенную до российского уровня экспортную пошлину при поставках за рубеж нефти и нефтепродуктов. В результате нефтепереработка на белорусских НПЗ оказалась экономически невыгодной для российских давальцев. Первый квартал 2007 года белорусские НПЗ вынуждены были самостоятельно закупать сырье для переработки, чтобы загрузить заводы. Правительство в это время разрабатывало механизм «приманки» российских давальцев. Так российские компании стали получать субсидии из белорусского бюджета. Размер субсидии на 1 тонну составляет 90% от размера ввозной пошлины. Последняя представляет собой расчетную величину и привязана к ставке таможенной пошлины на нефть, экспортируемую из России в дальнее зарубежье. В настоящее время ввозная пошлина составляет 65,6 долл. за тонну. Соответственно 59 долл. из этой суммы компенсирует белорусский бюджет. Проект, подготовленный правительством Белоруссии, предполагает, что по «железнодорожной» нефти сумма компенсации достигнет 127% от размера ввозной пошлины, или 83,3 долл. на тонну, а по «трубной» – 110%, или 72 долл. на тонну. Правительственные эксперты подсчитали, что в этом случае прибыль от реализации нефтепродуктов, выработанных из «железнодорожной» нефти и экспортированных, может составить 13,7–17,5 долл. на тонну, из «трубной» – 5 долл. на тонну.
Кстати, переработка давальческой нефти в условиях нынешнего года даже с 90-процентной субсидией нерентабельна. Убыток составляет 13% на тонне применительно к нефти, поставляемой по трубопроводу. Поэтому российские давальцы в августе опять отказались поставлять в Белоруссию нефть. «Белорусские НПЗ пока не убыточны, но результат этого года не идет ни в какое сравнение с прошлогодним», – говорит Маненок. По словам эксперта, прибыль белорусских НПЗ по сравнению с прошлым годом снизилась более чем в 10 раз. В такой ситуации даже государственные эксперты говорят о том, что если ничего не изменится, то правительству Белоруссии не останется ничего иного, как продать заводы.
Минск