Белоруссия только делает вид, что открывает свой рынок для российской продукции. Фактически Минск заменяет одни заградительные меры другими. Эксперты прогнозируют очередной виток обострения российско-белорусских отношений, на этот раз -═на торговой почве.
Как подсчитали эксперты, из 19 обязательств, которые Белоруссия взяла на себя, подписав в марте межправительственное cоглашение о развитии торгово-экономических отношений, 5 она не выполнила. Не созданы равные условия для российских производителей при участии в тендерах, не обеспечен равный для производителей двух стран доступ на белорусский рынок рыбной продукции и сельскохозяйственной техники. В Белоруссии по-прежнему применяются государственные субсидии, не соответствующие нормам ВТО, причем белорусские правительственные эксперты сами насчитали, что для исключения из практики запрещенных субсидий необходимо внести в законодательство 19 изменений, а внесены только 7. Сроки исполнения по всем пунктам, кроме «табачного», уже прошли.
Однако эксперты в области экономики угрозу российско-белорусским торговым отношениям видят не только в том, что выполнено не все. Их настораживает другое: принятые официальным Минском решения «во исполнение требований соглашения» рынок для российской продукции не открывают, и условия работы российских производителей комфортнее не становятся.
К примеру, исполняя требование открыть белорусский рынок для российской рыбной продукции, правительство отменило квотирование ввоза российской рыбы и рыбопродуктов, а также ее поставки через склады временного хранения. Вслед за этим появился указ Александра Лукашенко (№ 361), который ввел монополию государства на импорт рыбы и фактически личный президентский контроль над тем, кто и сколько может ввезти этой продукции в Белоруссию (перечень поставщиков подписывает президент). Формально документ снимает все количественные ограничения и вводит конкурсный отбор поставщиков. Однако проводить его будет специально созданная комиссия под эгидой управления делами президента. Она же будет и определять критерии отбора поставщиков. Такая схема, по оценке экспертов, делает механизм поставки рыбы в страну еще менее понятным и прозрачным и является хорошей базой для коррупции.
Решения белорусского правительства, принятые им уже после подписания соглашения, не делают доступнее для российского производителя и рынок табака. Белоруссия повысила ставки акцизов на дорогие сигареты (на 40%) и объявила о создании института специмпортера. Тем самым она поставила новые заградительные барьеры на пути российской продукции, утверждают эксперты. Дело в том, что белорусские предприятия производят только дешевые сигареты. Повышение ставок акцизов на и без того дорогой импорт делает их продукцию еще более привлекательной для потребителя. Появление специмпортера сродни рыбной госмонополии.
Пока имеющиеся разногласия стороны не выносят на самый высокий уровень. Снять их пытаются в рамках заседаний комиссии по тарифному и нетарифному регулированию, работающей при союзном Совмине. Однако эксперт, близкий к деятельности этой комиссии, пояснил «НГ», что договориться очень сложно: белорусская сторона крайне несговорчива.
Напомним, что ранее Александр Лукашенко пенял своему правительству на то, что оно подписало невыгодное для страны соглашение. Эксперты, оценивая возможные последствия его выполнения для белорусской экономики, говорили о перспективе крушения белорусского экономического чуда, основанного на дотациях и преференциях.
Минск