Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов сделал заманчивое предложение Владимиру Путину.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Кремле Владимир Путин встретился с новым президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым. «Огромное спасибо за ваше гостеприимство. Мы рады, что сегодня находимся в великой державе, в русской земле», – источал елей Бердымухаммедов. «Как вы сказали, надо контачить по всем направлениям, – процитировал российского президента его туркменский коллега, – и первым долгом, конечно, по реализации туркменского газа». «Также хотелось поднять много и по социальным вопросам...» – отметил Бердымухаммедов. Он сказал про строительство в Туркмении русской школы и Международного университета. «Хотел бы, чтобы в этом университете участвовали российские знаменитые академики и профессора», – поделился мечтой новый Туркменбаши. «Может быть, даже мы сделаем, если вы дадите добро, филиал МГУ».
Однако, несмотря на разнообразие тем, обсуждавшихся президентами России и Туркмении Владимиром Путиным и Гурбангулы Бердымухаммедовым, очевидно, что основной стали переговоры о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Как известно, в последнее время США в рамках своей стратегической линии на диверсификацию поставок энергоносителей в Евросоюз резко активизировали дипломатические усилия с тем, чтобы склонить «две-три страны» Центральной Азии (и в первую очередь Туркменистан) к принятию решения по строительству нефте- и газотрубопроводов в обход России через южную часть Каспийского моря.
Однако очевидно, что Россия далеко обошла Запад в отстаивании своих позиций в этой области. Достаточно просто сравнить уровень переговоров по данной проблеме. Если с американской стороны активность проявляют второстепенные чиновники Госдепа, в лучшем случае послы, то российско-туркменские переговоры проходят на самом высоком уровне. Заметим, что поездка Бердымухаммедова в Москву – его второй официальный визит за рубеж. Причем первый – в Саудовскую Аравию – должен был подчеркнуть принадлежность Туркмении к мусульманскому миру. То есть, по сути, первый государственный визит, во многом связанный с ключевой отраслью туркменской экономики, состоялся именно в Россию. И это не случайно.
По мнению Андрея Грозина, заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, Туркмения сегодня крайне заинтересована в российских инвестициях. По его словам, «Бердымухаммедов везде подчеркивает, что он хотел бы перевести отношения с Россией из сугубо энергетического сектора на более широкую основу». И действительно, на переговорах с Путиным обсуждались вопросы русских школ в Туркмении и вообще расширения сотрудничества в сфере образования в целом, а также многие другие проблемы. Однако Грозин полагает, что в первую очередь «имеется в виду участие российских компаний в модернизации инфраструктуры топливно-энергетического комплекса» Туркмении. Уровень отношений Ашхабада в этой сфере с украинскими компаниями, продолжает эксперт, Туркмению уже не устраивает. «Очевидно, что и разведка, и обустройство новых месторождений тоже требуют очень серьезных финансовых вложений. Пока я не думаю, что страны Евросоюза, несмотря на расточаемые ими комплименты по адресу нового туркменского руководства и разговоры о Транскаспийском трубопроводе (в обход России. – «НГ»), готовы реально вложить деньги. Пока такие возможности есть только у российского «Газпрома».
Если учесть, что в прошлом году добыча газа в Туркмении выросла всего на 1%, вопрос привлечения российских инвестиций очень важен для этой страны. Отметим, впрочем, что российский бизнес уже занимает в Туркмении весьма серьезные позиции. Здесь работают такие крупные отечественные компании, как ОАО «Силовые машины», КамАЗ, АФК «Система». А у «РУСАЛа» имеются планы построить там алюминиевый комплекс и крупную газовую электростанцию.
Обсуждался на вчерашних переговорах в Кремле и проект газопровода из Туркмении на север, который вполне устраивает Москву. «Вы сами упомянули, что наш великий Сапармурад Ниязов – Туркменбаши много сделал для своего народа, и также был предложен вариант по реализации туркменского газа по прикаспийскому варианту», – глава Туркмении имел в виду ветку по восточному берегу Каспия через Казахстан в направлении России. «Но этот вариант мы дадим на суд наших экспертов. Они детально проработают, и, детально проработав, мы можем вернуться к этому», – закончил Бердымухаммедов, подтвердив мнение российского эксперта, что на нынешних переговорах стороны лишь обозначили свои позиции по трубопроводной теме.
Однако следующий раунд российско-туркменского саммита пройдет совсем скоро в Ашхабаде. В мае туда с ответным визитом отправится Владимир Путин. Таким образом, можно констатировать – интенсивность и уровень наших отношений говорят о том, что Россия далеко обошла Запад в борьбе за свои экономические и политические интересы в Туркмении.