В Таджикистане несколько месяцев свирепствует энергетический кризис. Даже в столице страны Душанбе электричество в спальные районы подается с ограничениями. С 22.00 до 5.00 в домах света нет. Однако периодически отключения электроэнергии случаются и в дневные часы. В небольших городах ситуация еще хуже. Туда электричество поступает три-четыре часа в сутки. В сельских районах его нет совсем. И так с ноября по апрель–май в течение последних 15 лет подряд.
Подобная ситуация возникает по причине хронической нехватки в стране электроэнергии, которая, впрочем, ощущалась и в советские времена. Крупнейший таджикский производитель электроэнергии Нурекская ГЭС способна обеспечивать электричеством страну лишь отчасти. Ее мощности производят около 17 млрд. кВт в год. По словам же руководителя пресс-службы местного энергетического монополиста ГАХК «Барки Тоджик» Нозира Ёдгори, который по просьбе корреспондента «НГ» прокомментировал ситуацию с энергоснабжением Таджикистана, сегодня стране необходимо 20–22 млрд. кВт. Недостающие киловатты с советских времен поставлялись из Киргизии, Узбекистана и Казахстана.
Однако, как показывает нынешнее положение дел, принципиальное решение проблемы состоит в строительстве новых электростанций. По словам Ёдгори, запланировано строительство трех крупных и одной небольшой ГЭС. Однако пока более или менее реален ввод в эксплуатацию лишь одной – Сангтудинской ГЭС-1. Да и то только в 2009 году. Продолжение же строительства крупнейшей Рогунской ГЭС, которая с лихвой могла бы решить проблемы энергоснабжения не только Таджикистана, но и в значительной степени всей Центральной Азии, отложено на неопределенный срок из-за позиции инвестора – РУСАЛа. По словам Ёдгори, российская алюминиевая монополия недавно тормознула этот проект.
Однако помимо экономической есть и другая, социальная сторона энергетического кризиса в Таджикистане, о чем на днях заявило журналистское сообщество этой страны. В обращении к правительству журналисты говорят «о кризисе доверия к руководству энергетической отрасли страны». По их словам, до сих пор непонятно, кто и по какому принципу оказывается в списке так называемых объектов жизненной важности, которые не подлежат отключению от энергоснабжения. В ряде случаев, говорится в обращении, объекты, которые могли бы быть причислены к таковым (например, издательства, печатающие общенациональные газеты, больницы и школы), подпадают под лимиты. В то же время «отдельные коммерческие структуры или частные дома» и даже целые районы «ограничениям не подвергаются». Все это, считают таджикские журналисты, приводит к напряжению в обществе и не «прибавляет доверия граждан к политике правительства».
С подобным мнением сложно не согласиться, особенно если учесть, что в центральной части столицы, где находятся правительственные учреждения и живут состоятельные граждане, проблем с электроэнергией не бывает никогда, вне зависимости от времени года и уровня воды в водохранилище Нурекской ГЭС.