Густой туман и снегопад помешали оценочной группе НАТО вовремя прибыть в Ереван для мониторинга выполнения Арменией своих обязательств в рамках Программы действий индивидуального партнерства Армения–НАТО (IPAP). Как сообщил «НГ» пресс-секретарь министра обороны Армении Сейран Шахсуварян, приезд экспертов может состояться в любой момент, как только чуть распогодится. «О том, что они будут инспектировать, как оценят выполнение наших обязательств, можно будет говорить только по окончании визита», – заявил Шахсуварян «НГ».
Заместитель министра обороны Армении генерал-лейтенант Артур Агабекян сказал журналистам, что сложностей у Еревана с альянсом не намечается. «С выполнением обязательств проблем нет. Если в обязательства и будут внесены изменения, то они будут связаны с сокращением сроков, необходимых для их выполнения», – сказал он. По его словам, каждое ведомство республики представит уже проделанную и планируемую работу, а в феврале–марте оценочная группа представит доклад по результатам мониторинга Политическому комитету НАТО. «С армянской стороны министр обороны или глава МИДа представит в Брюсселе отчет об исполнения обязательств страны в рамках IPAP», – сообщил он.
А в минувшие выходные Ереван отпраздновал 15-летие создания армии. По ряду оценок, если Армении и есть чем гордиться сегодня, то в первую очередь вооруженными силами – едва ли не самыми боеспособными в регионе. Речь министра обороны Сержа Саркисяна на торжественном мероприятии, как считают аналитики, можно считать программной и легко предположить, что ее он вполне может сделать базовой в кампании – будь то парламентские выборы или президентские, если министр решит баллотироваться.
Говоря о строительстве армянской армии, Серж Саркисян выделил три этапа: первый – с февраля 1989 года по май 1992 года, когда в условиях расширения карабахского движения и крайнего обострения армяно-азербайджанских отношений, добровольческие отряды взялись обеспечить безопасность Армении и Нагорного Карабаха; второй – с июня 1992 года по май 1994 года, когда Армения вместе с Карабахом уже в условиях войны создавали именно национальную армию; третий – с июня 1994 года по сегодняшний день. Министр обороны последний этап называет «армейским строительством». По его словам, после перемирия главным лозунгом становится повышение боеспособности армии, а именно стабильное развитие родов войск, повышение образовательного уровня среднего и высшего офицерского составов, усиление демократии, укрепление связи между армией и обществом, улучшение условий жизни военнослужащих. В этом плане, считает Саркисян, Армения опередила Азербайджан. «Карабахскую войну породили не мы, и в очередной раз убедились, что плачем и воплями справедливости не добиться», – заявил министр, добавив попутно, что армянскую армию не страшат миллиардные военные расходы соседнего государства – боеспособность зависит не только от денег.
Серж Саркисян подчеркнул, что нынешним уровнем боеготовности армянские ВС обязаны и зарубежным партнерам. «Руководство Армении предприняло шаги по активизации сотрудничества с США, европейскими странами, в результате чего в 2005 году республика и НАТО утвердили Программу индивидуального партнерства, которая предопределила ход сотрудничества на ближайшие 10 лет. Это способствовало модернизации армии и внедрению международного опыта», – сказал министр. Но не менее важным стало присоединение страны к Договору о коллективной безопасности. «Это один из важнейших элементов военной безопасности Армении, он открыл новые возможности для дальнейшего расширения армяно-российского военного сотрудничества», – сказал Саркисян. По его словам, сегодня оно эффективно развивается, основываясь на крепкой договорно-правовой базе. «Лучшими свидетельствами нашего сотрудничества являются наличие совместной армяно-российской группировки войск и объединенной системы ПВО, несение совместного боевого дежурства, а также деятельность на территории Армении российской военной базы», – заявил министр обороны.