Чтобы не остаться в одиночестве, президент Лукашенко максимально активизирует белорусско-российское сотрудничество.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Лукашенко кинулся реанимировать старую идею строительства Союзного государства (СГ). Именно такой вывод сделали наблюдатели из заявлений белорусского президента на встрече с Владимиром Путиным в Москве, где он побывал с кратковременным визитом в минувшую пятницу.
Такого единения душ между Москвой и Минском, как на заседании Высшего государственного совета, не было давно. Аналитики в Минске расценили это как попытку уцепиться за братские отношения на фоне звучащих со всех сторон прогнозов, будто следующая революция произойдет именно на территории Белоруссии. Поспособствовать этому взялись страны – члены ГУУАМ, о чем и было заявлено со всей откровенностью в пятницу на заседании глав государств этого объединения в Кишиневе.
Причем визит Лукашенко выглядел весьма неожиданным: судя по всему, вопрос прорабатывался закулисно, а приглашение явиться в Москву прозвучало в последний момент. На этом фоне местная оппозиция проводила переговоры с госсекретарем США Кондолизой Райс, которая недвусмысленно дала понять, что Штаты всерьез заинтересованы в переменах на территории Белоруссии.
В пятницу Путин и Лукашенко подписали 15 документов. Скорого принятия конкретных решений следует ожидать в сферах, затрагивающих интересы населения. Так, правительствам России и Белоруссии даны поручения до конца года уравнять граждан обоих государств в правах относительно медицинского обслуживания (пока что белорусам на территории России доступны далеко не все его виды), выплаты пенсий и уплаты подоходного налога (белорусы, работающие в РФ, платят его в размере 30%, а россияне в Белоруссии – 20%). Главные задачи – введение российского рубля в качестве платежного средства в Белоруссии и Конституционный акт – снова отложены, как минимум до ноября, когда состоится новое заседание Госсовета. К тому же по Конституционному акту утвержден новый состав комиссии, которая будет его снова разрабатывать и дорабатывать, а большого друга Лукашенко Геннадия Селезнева теперь заменит более жесткий Борис Грызлов. Самый же интересный из подписанных документов – программа согласованных действий в области внешней политики. Подписав его, Москва ясно дала понять, что не одобряет попытки американцев включить Минск в цепную реакцию оранжевых революций. Все это с энтузиазмом приветствовал Лукашенко: «Сказанное Владимиром Владимировичем облегчает мою судьбу. Дело в том, что здесь были перечислены все вопросы в концептуальном, взаимосвязанном плане, – сказал он.
При этом местные аналитики сомневаются в том, что Москва станет всерьез ссориться с Вашингтоном, чтобы защитить Лукашенко. Как отметил один из экспертов, самые громкие заявления о поддержке Белоруссии звучали из уст министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В то же время Путин старательно обходил этот вопрос молчанием. «Революция возможна в Белоруссии. Лукашенко хочет ее предотвратить через сотрудничество с Путиным, – пишет польская «Ржеч Посполита». – Но президент России не может ему многого гарантировать. Запад уже не является терпеливым слушателем его взглядов. К тому же лидеры Украины и Киргизии, которые искали поддержки Путина, в своих странах уже не правят. Это предупреждение для Лукашенко и соблазн для белорусской оппозиции».
═
Минск