В конце минувшей рабочей недели в Минске встречались министры иностранных дел СНГ, которые, по выражению Александра Лукашенко, пытались «спасти и склеить» Содружество. «За десять лет моей работы СНГ еще не переживало таких сложностей, когда вовсю звучат разговоры о его ненужности, расколе», – поставил он диагноз. Правда, спасали СНГ по старой, можно сказать, прошлогодней повестке дня, утвержденной в Астане еще 16 сентября, то есть до того, как о готовности выйти из СНГ заговорили Украина и Молдавия и активизировались мероприятия по реанимации альтернативного, по сути, прозападного объединения ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).
Уровень представительства на мероприятии был ниже заявленного – большая часть стран вместо министров иностранных дел прислала их замов. Сначала с приехавшими встретился сам Лукашенко, который дал установку возрождать СНГ. «Отвечать за развал СНГ будем все, если не уйдем от опасной черты... Содружество сегодня непонятно во что превратилось... Мы принимаем решения, но ни одно из них не выполняется», – распекал он дипломатов.
Прессу пустили только на протокольную съемку и разрешили задать несколько вопросов, поэтому в деталях выяснить, какие изменения предстоят в СНГ, не удалось. Не были приняты и какие-либо внятные документы – все они, как заявили министры, нуждаются в доработке и будут рассматриваться президентами на встрече в августе этого года.
Однако два направления обозначились четко. Во-первых, в договорных процессах по СНГ постепенно должна снизиться значимость президентов и повыситься роль совещательных органов и саммитов, в ходе которых решения будут приниматься экспертами и специалистами разных уровней. Во-вторых, на первый план выходит безопасность и борьба с терроризмом в СНГ. На состоявшемся заседании Совмина этой теме было посвящено наибольшее количество вопросов.
По словам очевидцев, участники встречи искренне пытались спасти СНГ. Так, белорусский министр иностранных дел Сергей Мартынов констатировал: «Первое: Содружество есть, второе: Содружество должно быть... Мы приложим все усилия, чтобы продвинуться в решении задачи...» При этом старая повестка совершенно не учитывала новых веяний в делах СНГ. На вопрос «НГ», почему ее не изменили и не стали рассматривать тему: не прекратится ли существование СНГ вовсе, в Минске ответили, что «на то не было указаний». Да и главы дипведомств работали только от половины стран – Белоруссии, России, Украины, Казахстана, Туркмении и Таджикистана. А Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия и Узбекистан делегировали лишь их замов или и.о.
Зато не упустил шанса для собственного пиара белорусский президент. Он пояснил, почему Европа и США преследуют его и называют диктатором. «Наша политика на интеграцию является первой причиной давления на Белоруссию со стороны Запада... Западу не нравятся наши интеграционные устремления, прежде всего с Российской Федерацией». По поводу диктатуры Лукашенко заявил, что «все это надуманные претензии... Я прошу, чтобы вы исходили из этого и не стыдились за нашу страну, что якобы здесь что-то не так делается...»
Некоторые пассажи белорусского лидера выглядели как просьба не бросать его один на один с Америкой и Европой. В ответ министр иностранных дел России Сергей Лавров передал привет от Путина, который, по его словам, рассчитывает на скорую встречу с Лукашенко. И добавил, что Москва рассчитывает на взаимодействие с Минском «как с точки зрения стратегических интересов, так и с точки зрения интересов простого человека».
═
Минск