Завершившийся вчера двухдневный официальный визит правительственной делегации Армении во главе с премьер-министром Андраником Маркаряном в Тбилиси в очередной раз продемонстрировал реалии взаимоотношений двух соседних государств – налицо декларируемые дружба и братство и неспособность договариваться по принципиальным вопросам.
Главная цель приезда Андраника Маркаряна в Грузию была обозначена еще задолго до визита: Армения будет подталкивать грузинские власти к практическим шагам по возобновлению железнодорожного сообщения с Россией через территорию Абхазии. Точка зрения официального Тбилиси по этому поводу тоже хорошо известна: железная дорога в Абхазии возобновит работу лишь после возвращения туда грузинских беженцев. Неизменность этой позиции гостям вначале подтвердил премьер-министр Зураб Жвания, а позже и сам президент Грузии Михаил Саакашвили. «Только после организованного возвращения беженцев в Абхазскую автономную республику со всеми гарантиями безопасности можно приступить к рассмотрению вопросов, связанных с возобновлением железнодорожного сообщения через Абхазию», – заявили грузинские лидеры.
Тем не менее в этой жестко выстроенной схеме Андраник Маркарян разглядел некий позитив. «Ситуация сейчас более оптимистичная, чем некоторое время назад. И я надеюсь, что абхазский участок железной дороги заработает не в таком уж далеком будущем», – сказал армянский премьер. Но в Тбилиси его комментарий расценили как сугубо комплиментарно-дипломатический, с необязательными практическими последствиями.
Возобновление прерванного более десяти лет назад железнодорожного сообщения через Абхазию необходимо не только Армении или бывшей грузинской автономии, но и самой Грузии, Азербайджану и, разумеется, России. Реализация этого проекта способна разрешить ряд проблем начиная от трудоустройства тысяч безработных, заканчивая существенным упрощением экспортно-импортных процедур и значительным увеличением объемов перевозок.
Вопрос о восстановлении железной дороги поднимается не впервые: он был в центре внимания на прошлогодней сочинской встрече Владимира Путина с Эдуардом Шеварднадзе. Тогда же была достигнута договоренность о создании специальной комиссии, которая изучит состояние железнодорожного полотна на абхазском участке. Москва выразила готовность взять на себя значительную часть финансирования восстановительных работ, помочь специалистами. В феврале 2004 года об этом же шла речь на переговорах президента РФ с новым президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Но дальше слов дело не идет. Главное условие – организованный процесс возвращения грузинских беженцев в Абхазию – не выполняется, и проект по-прежнему заморожен.
Причем практическая сторона дела не столь сложна, как политическая. По оценкам специалистов ООО «Грузинская железная дорога», речь идет примерно о 180–200 километрах от городка Абаша, что в Западной Грузии, до Сухуми. «Впрочем, точных сведений о состоянии всего абхазского участка у нас нет», – сообщили «НГ» в «Грузинской железной дороге».
Правда, по информации из Сухуми, ремонтно-восстановительные работы на абхазском участке железной дороги уже идут – в районе Гагры. Как сообщает сухумское агентство «Апсны-inform», работы ведутся силами ремонтных подразделений железнодорожных войск России и специальными бригадами ремонтников Северо-Кавказской железной дороги. На гагрском железнодорожном вокзале развернут мобильный штаб, в Абхазию прибыла самая современная ремонтная техника, в том числе мощный рельсоукладчик. В Сухуми заявляют, что уже к сентябрю этого года по восстановленному участку пойдет первый пассажирский поезд по маршруту Гагра–Ростов.
В ходе визита премьер-министра Армении в Тбилиси возникли и другие проблемы. Так, на заседании двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству просьба понизить тарифы на железнодорожные перевозки, о чем просила армянская сторона, и ответная грузинской – понизить тариф на электроэнергию остались нерешенными. К тому же Грузия отказалась признать государственный долг (6 млн. долл.), который было предписано выплатить в рамках соглашения между Минтопэнерго Грузии и «Армэнерго» в 2000 году за поставленную электроэнергию. Тбилиси утверждает, что деньги выплачены, а в Ереване говорят, что никаких перечислений из Грузии не поступало.
Тбилиси