Александр Лукашенко пытается удержать в своих руках всю экономику страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На этой неделе Александр Лукашенко одобрил проект указа о значительном усложнении процедуры банкротства предприятий. Документ якобы призван не допустить такого передела госсобственности, который уже произошел в России.
Лукашенко задумался о судьбе убыточных предприятий еще в сентябре, когда заслушал доклад белорусского генпрокурора Виктора Шеймана о том, что в этом году в стране совершено более 10 тыс. экономических преступлений. По итогам проведенных прокуратурой проверок, в частности на предприятиях ТЭК, машиностроения, металлургической и нефтехимической промышленности, более 40 бывших руководителей крупных предприятий уже осуждены или находятся под следствием.
Именно во время сентябрьской встречи с президентом генпрокурор сказал, что "определенный круг лиц" с помощью механизма банкротства пытается получить контроль над отдельными предприятиями. А госорганы, занимающиеся приватизацией, способствуют этому, занижая стоимость приватизируемых объектов и формируя их уставные фонды. Если во время встречи ни слова не было сказано о российских инвесторах, участвовавших в белорусской приватизации, то впоследствии Лукашенко не раз называл российских бизнесменов "жульем". Сразу после прокурорского доклада Лукашенко дал поручение правительству ужесточить процедуру банкротства.
Сейчас в Белоруссии как минимум два из трех предприятий устойчиво неплатежеспособны. Больше всего потенциальных банкротов среди крупных предприятий с числом работников более тысячи - три из четырех. Однако государство упорно не желает проводить на них процедуру банкротства. Дело в том, что в процессе ликвидации или реорганизации предприятия-банкрота на вполне законных основаниях происходит смена владельца. Лукашенко обоснованно опасается, что в ходе этой процедуры государство потеряет часть собственности. А основная цель Лукашенко - сохранить контроль государства над ключевыми и наиболее доходными предприятиями. До сих пор это ему удавалось: управление делами президента уже является монополистом в нефтеперерабатывающей отрасли, ведает закупками угля, торговлей рыбой, сахаром, табаком. Один из лидеров оппозиции недавно заявил, что под контролем Лукашенко или созданных им структур так или иначе находится 80% собственности в стране...
Поэтому в президентском указе предусмотрено несколько моментов, делающих процедуру банкротства весьма затруднительной. Ранее наличие у предприятия любого долга считалось достаточным для того, чтобы кредитор обратился в суд. С вступлением в силу нового законодательства кредитору придется с документами в руках доказывать, что предприятие не просто убыточно, но в принципе не способно погасить долги. Для возбуждения дела о банкротстве понадобится согласие соответствующих государственных органов либо собрания трудового коллектива на предприятиях негосударственной формы собственности. В отношении градообразующих и других социально значимых предприятий для начала процедуры банкротства сумма имеющейся задолженности должна быть не менее 2,5 тыс. базовых величин. Кроме того, отныне будет изменено правовое положение антикризисных управляющих, с тем чтобы ими не оказались "случайные" люди (видимо, те, которые могут принять невыгодные для государства решения. - "НГ").
Сам Лукашенко по телевидению заявил, что никогда не допустит в стране такого передела собственности, какой пережили соседи, явно намекая на Россию. Этот посыл предназначался электорату, который должен помнить, что президент не отдаст "народную собственность" в чужие руки. Однако экономические издания Белоруссии отмечают, что экономике и стоящим на грани банкротства предприятиям нужны инвестиции, реформы и полная перестройка системы управления. А государство этого обеспечить, похоже, не может.
Минск