В прошлый вторник, когда в Москве состоялось "образцово-показательное" заседание Высшего госсовета Союзного государства, основные вопросы белорусско-российских отношений обсуждались в закрытом режиме в Министерстве энергетики РФ. Как сообщили "НГ" информированные источники, специальная группа по формированию топливно-энергетического баланса двух стран, в которую входят представители ключевых предприятий ТЭК, договаривалась о российских поставках газа, нефти, каменного угля и электроэнергии в Белоруссию. Так, источник "НГ" в белорусском правительстве отметил, что "речь шла в первую очередь о размерах возможных поставок. Вопрос о ценах ребром не ставился". Чем завершились переговоры, минский чиновник отказался сказать, ссылаясь на то, что "пока не будут подписаны контракты и стороны договариваются, утечка информации никому не нужна".
Как известно, Белоруссия надеется в будущем году получить от России 20,5 млрд. куб. м газа, "Газпром" пока подтверждает размер поставок на уровне 2003 года - не более 18,5 млрд. кубометров. Кстати, в прошлом году топливно-энергетический баланс удалось подписать лишь в последних числах декабря. Но в этом году ситуация несколько сложнее, ибо, по некоторым сведениям, "Газпром" и "Белтрансгаз" сейчас ведут автономные переговоры за рамками топливно-энергетического баланса.
Как известно, нежелание "Газпрома" поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам вызвано невозможностью создать СП на базе "Белтрансгаза". Поэтому белорусское правительство вынуждено пойти на уступки: либо значительно понизить цену предприятия, либо отдать "Газпрому" контрольный пакет акций "Белтрансгаза". Пресс-секретарь Министерства энергетики Белоруссии Лилия Дулинец сообщила "НГ", что "вопросы прорабатываются", но какой вариант компромисса будет найден в конечном итоге - даже предполагать рано.
Интересно, что на прошлой неделе белорусская партия "Народная громада" обратилась в правительство с просьбой не продавать россиянам "Белтрансгаз" менее чем за 7 млрд. долл. (как известно, "Газпром" согласен заплатить за контрольный пакет акций не более 1 млрд. долл., а Минск ранее называл цену в 5 млрд. долл.). Николай Статкевич, председатель выступившей со скандальным заявлением оппозиционной партии, пояснил: "Цены на газ в самой России будут неизбежно расти и поднимутся до мировых. Это одно из условий вступления страны в ВТО. Как бы Путин ни оттягивал этот момент, он все равно неизбежен. Лет через восемь Смоленск будет платить за тысячу кубов газа 70-80 долл. Такую же цену выставят и Минску. И тогда окажется, что преференций нет, а "Белтрансгаз" мы отдали зря".
Александр Лукашенко наверняка прекрасно осведомлен о таких перспективах российско-белорусского сотрудничества. В правительстве сложилась странная ситуация, когда министры и чиновники собирают вырезки из газет и пересказывают друг другу взятые из прессы новости, потому что и у них нет информации о том, что на самом деле будет с "Белтрансгазом". Отдельные ведомства прорабатывают разные варианты решения "газовой проблемы", но окончательного решения чиновники ждут из администрации президента. А белорусский лидер пока упорно молчит о судьбе "Белтрансгаза".
Минск