Владимир Путин 7 октября отметил свой 50-летний юбилей. Вокруг фигуры нового президента сразу после прихода к власти стали появляться всевозможные благочестивые мифы, суть которых сводилась к тому, что Путин - глубоко верующий воцерковленный человек. Ходили разговоры о том, что у него будто бы даже есть духовник - наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Сам Путин до некоторой степени поддерживал эти настроения. Достаточно вспомнить его поездки по монастырям.
Впрочем, довольно скоро Путин в одном из интервью заявил, что верит "в человека, в его добрые помыслы". О Боге и каких-либо религиозных ценностях президент даже не упомянул.
Кроме того, с самого начала своего президентства Путин дал понять, что отношения между Церковью и государством будут меняться. В ельцинскую эпоху эти отношения были демонстративно панибратскими. Путин, напротив, сразу же дистанцировался от Церкви как от общественного института, показывая тем самым, что ни о каком "воцерковлении" государственной власти речи быть не может.
В то же время при Путине государственная власть впервые после падения коммунистического режима попыталась восстановить контроль над ведущими российскими религиями и конфессиями. Именно при Путине началось активное обсуждение идеи создания государственного органа по делам религий.
РПЦ резко отреагировала на новую политику государства. Патриарх Алексий II раскритиковал идею создания специального органа по делам религий, и Кремлю пришлось - по крайней мере временно - от нее отказаться. В августе 2000 года между Московским Патриархатом и Кремлем едва не разгорелся открытый конфликт. Архиерейский Собор Русской Церкви одобрил тогда Основы социальной концепции РПЦ, согласно которой церковное руководство в определенных ситуациях может призвать население к гражданскому неповиновению.
В отличие от своего предшественника Путин уделяет немалое внимание и другим религиям. Например, в первое время своего президентства он часто посещал различные еврейские мероприятия, чего никогда не делал Ельцин. Здесь, несомненно, тоже был свой политический интерес, поскольку борьба между Адольфом Шаевичем и Берл Лазаром за звание главного раввина была тогда в самом разгаре. Путин ясно и недвусмысленно поддержал Лазара, поскольку тесно связанный тогда с Гусинским Шаевич был совершенно неприемлем для Кремля. Впрочем, полностью разрешить конфликт в российской еврейской общине властям так и не удалось, и борьба между Лазаром и Шаевичем продолжается до сих пор.
Столь же неудачными остаются попытки властей урегулировать ситуацию в исламской среде, где уже давно продолжается конфликт между Центральным духовным управлением мусульман России под председательством Талгата Таджуддина и Советом муфтиев России, возглавляемым Равилем Гайнутдином. Кремль не решается открыто поддержать ту или другую сторону и пока не может найти нового муфтия, который стал бы общепризнанным лидером мусульманской общины России.
Что касается конфликта между Московским Патриархатом и Ватиканом, то президент демонстративно дистанцировался от него, давая понять, что стороны должны договориться сами. Некоторые аналитики также отмечают, что Путин совсем не замечает значительной роли протестантских конфессий в жизни страны. Несмотря на все попытки их лидеров встретиться с президентом, перспективы такой встречи остаются под вопросом.
Все это говорит о том, что нынешнее российское руководство пока так и не выработало модель церковно-государственных отношений. Похоже, что власть еще не определила для себя, идти ли ей по пути "симфонии" с религиозными организациями (прежде всего с РПЦ) или отстранясь от них, продолжать политику государственного контроля.
Впрочем, 50 лет - небольшой возраст для главы государства, ведь у него возможен второй президентский срок. Так что Россию, видимо, ждет еще много перемен не только в общественно-политической, но и в религиозной жизни.