-Владимир Федорович, какова ваша оценка ситуации в Панкисском ущелье и какие пути решения этой проблемы вы видите?
- Ситуацию в Панкисском ущелье необходимо рассматривать в контексте событий, происходящих на Северном Кавказе и в Закавказье в целом. Я имею в виду и Дагестан, и Чеченскую Республику, и Ингушетию, и Северную Осетию. Я не стал бы исключать из этого ряда и проблему Кодорского ущелья Грузии. Откуда истоки проблем в Панкиси и Кодорском ущелье? Еще в ходе первой чеченской кампании боевики создавали свои лагеря, базы, склады оружия и боеприпасов на территории тех районов Дагестана и Ингушетии, которые граничат с Чечней. После известных событий в Кизляре и Первомайском дагестанцы "закрыли" свою территорию для бандитов. Не сладко им стало и на территории Ингушетии. Они оказались изолированными. Более-менее вольготно они чувствовали себя в Панкиси, куда проникали под видом беженцев. Через Турцию и Азербайджан туда пошла мощная финансовая и материальная помощь в виде оружия, боеприпасов и снаряжения, стали прибывать наемники. Поэтому именно в Панкиси образовалось "осиное гнездо". Если вы помните, именно оттуда чеченские боевики под руководством Руслана Гелаева пошли в Кодорское ущелье, именно оттуда они стали совершать свои набеги на территорию Чечни. На сегодняшний день российскому руководству удалось частично закрыть границу пограничниками, частями и подразделениями армии и внутренних войск. Подчеркиваю, частично. Там очень сложный рельеф местности, и техническими средствами этот участок госграницы не оборудован. Местность труднодоступна для техники, но для группы людей из трех-пяти человек с мулом или лошадью она проходима. Грузинская же сторона практически свой участок не контролирует. Я согласен с заявлением министра обороны России о том, что боевик должен сидеть на скамье подсудимых и что Грузии и России необходимо проводить совместную операцию. Ведь можно ее осуществить, не переходя госграницу, - каждый на своей стороне проводит операции против боевиков, которые координируются.
- Заинтересована ли в этом грузинская сторона и способны ли ее силовые структуры на такие действия?
- Грузия никогда не существовала без России. Это конфедеративное государство. И не все его районы сейчас подчиняются Тбилиси. Велика роль российских военных в стабилизации обстановки в стране. В Южной Осетии дислоцируется российский миротворческий батальон. Во многом благодаря нашим миротворцам там обстановка достаточна стабильна. В Абхазии также находится российский миротворческий контингент, его вывод в настоящее время нецелесообразен. Понимают это, я думаю, и официальные грузинские власти. В Аджарии и Джавахетии размещены наши военные базы. Мингрелию официальные грузинские власти также весьма слабо контролируют. И что остается под контролем грузинских властей - только город Тбилиси и районы вокруг него? Как только российские войска покинут территорию Грузии, власть перейдет к региональным "баронам". Надежды на то, что американские инструкторы и натовская помощь позволят существенно повысить уровень подготовки грузинской армии, весьма слабые. Суммируя это, можно сказать, что заявления представителей Грузии о том, что они способны самостоятельно справиться с панкисской проблемой, безосновательны. Грузии всегда помогала Россия, потому что в сохранении мира в регионе прежде всего заинтересована Москва. По крайней мере в гораздо большей степени, чем те, кто находится за океаном.
- Российские официальные лица неоднократно заявляли, что ситуация в Чечне контролируется. Однако ежедневные обстрелы федеральных войск, взрывы фугасов, а также недавняя попытка боевиков захватить ряд сел Урус-Мартановского района свидетельствуют о том, что до стабилизации обстановки очень далеко. Ваша оценка ситуации в республике?
- Обстановка действительно остается достаточно сложной. В республике на постоянной основе размещены 42-я мотострелковая дивизия Минобороны, 46-я бригада внутренних войск МВД. Там пока остаются временные отделы милиции, в которых работают прикомандированные из других регионов сотрудники. Сейчас завершается формирование постоянных РОВД, в которых работают милиционеры-чеченцы. Необходимо принять Конституцию республики и провести выборы в органы власти, а также восстановить экономику и социальную сферу. Другая задача - это создание в республике гражданского общества, то есть дееспособных общественных и государственных институтов. Что касается действий наших силовиков, то этап войсковых операций с привлечением значительного количества армейских частей и техники закончен. Сейчас есть необходимость в точечных ударах и специальных операциях. Не случайно руководство контртеррористической операцией передано директору ФСБ, который осуществляет и общую координацию действий всех силовых ведомств. Заметно, что эффективность таких действий значительно возросла. Нынешнее осложнение ситуации в Цумадинском районе Дагестана и Урус-Мартановском районе Чечни - это попытка боевиков нанести скоординированный удар. Но мы видим, что сил у них нет. Это уже не захват Грозного в августе 1996 года. Да, провокации будут еще какое-то время продолжаться. И бороться с этим необходимо.
- Согласны ли вы с тем, что солдаты и офицеры 42-й дивизии и 46-й бригады остаются там одни и без поддержки?
- Вы не правы. Я не зря сказал, что необходимо в республике создать гражданское общество. Что я подразумеваю под этим: создание рабочих мест, формирование среднего класса, возвращение бизнесменов, готовых вкладывать деньги в экономику. И я знаю таких людей. Это будет сложный и долгий процесс, ведь в Чечне фактически была разрушена система образования. Те, кому сейчас 12-16 лет, кроме автомата и стрельбы, ничего не знают. Были разрушены система здравоохранения и банковские структуры. Теперь это все приводится в порядок. Республика постепенно возвращается в правовое поле, начали действовать прокуратура, суды, налоговые службы и т.д. Возвращаются беженцы. С территории Ингушетии вернулись около 30 тысяч беженцев, создано около 100 тысяч рабочих мест. Словом, предпосылки нормализации обстановки есть. Это маленькие ростки будущего общества.