Есть все основания утверждать, что Вашингтон приступил к подготовке комплексной операции, имеющей конечной целью утверждение постоянного американского военного присутствия на Южном Кавказе. Достоверно известно, что операция разрабатывается на основании решения президента США об оказании помощи Грузии в ликвидации очага терроризма в Панкисском ущелье.
В Пентагоне исходят из того, что на временное присутствие вооруженных сил США помимо согласия Тбилиси имеется в целом положительная реакция Москвы. Кроме того, недавно отмененная конгрессом 907-я поправка к акту о поддержке свободы позволяет использовать для развертывания необходимой инфраструктуры территорию не только Грузии, но и Азербайджана и Армении. И уже никто не спрашивает, придут ли американцы в Грузию. Это решенный вопрос. Сегодня всех интересует, в какой форме это произойдет и как долго продлится.
Для начала планируется развернуть в Грузии спецподразделения с соответствующей инфраструктурой боевого и тылового обеспечения. На этом этапе будет осуществляться взаимодействие со спецслужбами Грузии (в информационном плане, возможно, и России). Но вот участие в операции российских военных американскими партнерами рассматривается как нежелательное.
Ближайшая задача - завоевать доверие местного населения и развязать руки грузинским и американским военным в Панкиси. Затем, в случае успеха, возможно расширение масштабов операции за счет переноса ее в другие районы страны. На этом этапе допускается возможность подключения ООН к процессу стабилизации обстановки в Грузии путем инициирования многонациональной операции по мандату Совбеза. Интересно, что сами американцы в гипотетической операции под эгидой ООН участвовать не планируют, отводя себе роль координатора, свобода действий которого не ограничивается международным мандатом. Конечно, в этом случае операция по ликвидации очага терроризма отойдет на задний план. Главным станет создание прецедента и отработка модели урегулирования при поддержке вооруженными силами США внутренних конфликтов в государстве со слабой и непопулярной центральной властью.
Ключевой вопрос: стабилизирует ли это обстановку в Чечне и на российском Кавказе в целом? Скорее всего нет. В планах американцев не просматриваются действия в условиях весьма вероятного обострения обстановки в связи с активизацией антироссийских сил в регионе.
В этом случае конфликт неизбежно распространится на многонациональные южные регионы России. От того, как на такое развитие событий отреагируют США, будет зависеть многое. Худший для нас вариант - действия по образцу Сербии, Косово, Македонии. Что вполне вероятно, ибо даже на этапе разработки операции Вашингтон ведет с Москвой двойную игру, уверяя, что намерен направить в Грузию ограниченное число военных советников и спецназовцев, но реально американские спецназовцы присутствуют в Грузии уже два года.
Не до конца откровенны США с нами и в отношении формата будущей операции, преподнося ее как результат договоренности в формате "США-Грузия-Россия". В действительности замысел вынашивается и наполняется конкретикой в штабе объединенного командования ВС США в европейской зоне с участием ближайших союзников по НАТО. И уже начался дележ инфраструктуры стран Закавказья: кто, где и какими силами будет присутствовать.
Возможно, военное присутствие Запада и не представляло бы угрозу интересам России, если бы являлось составной частью общей программы политической и экономической стабилизации Кавказского региона. Однако в планах США такой подход не просматривается. Весьма вероятно, что американская операция остановится на полпути - будет выполнена ее военная часть, а программы развития останутся "на потом", как это уже случилось на Балканах и, вероятнее всего, произойдет в Афганистане.
Принимая во внимание тот факт, что тенденции развития обстановки вокруг событий в Грузии работают не на российские интересы, важно опередить американцев. Например, можно было бы активизировать посреднические усилия ООН в грузино-абхазском конфликте. Вероятно, пора пересмотреть огульное неприятие любого иностранного военного присутствия в Закавказье и выступить в ООН с предложением о проведении миротворческой операции в Грузии "заинтересованными государствами" при ведущей роли либо России, либо одной из европейских стран. Такой подход может быть хорошей альтернативой американскому плану. Одновременно нам следовало бы ослабить информационную поддержку идеи о необходимости силовых методов наведения порядка в Панкисском ущелье.
Кстати, в Вашингтоне идеологическому обеспечению разворачивающейся операции придают огромное значение. На недавно завершимся Венском форуме ОБСЕ американская делегация предпринимала активные усилия по разъяснению позиции в отношении Грузии, настойчиво убеждая партнеров, что официального решения о направлении в эту страну американского воинского подразделения не принималось. В Грузии, подчеркивали они, находится лишь небольшая группа экспертов Пентагона, призванная "оказывать консультативно-рекомендательную помощь в разработке мер по борьбе с международным терроризмом". Одновременно стало известно, что перед американской делегацией в Вене поставлена задача приложить максимум усилий к тому, чтобы вопрос об американских планах относительно Грузии не был в официальном порядке поставлен Россией на обсуждение в Постоянном совете ОБСЕ. В частных беседах американские дипломаты заявляют, что утечки в западные СМИ по поводу возможного направления в Грузию подразделения американского спецназа были организованы Пентагоном без консультаций с госдепом. Эта мера нацелена на зондаж реакции международного общественного мнения и Москвы на вероятные действия США в Грузии.
Но зондаж - зондажем, а в Грузии уже реализуется американская программа подготовки и оснащения местных силовиков ("train and equip" - обучи и оснасти) и завершена поставка 10 вертолетов для повышения мобильности и оперативности грузинских формирований. Причем утверждается, что просьба Тбилиси по поставке вертолетов поступила еще в 1997 г. Для освоения этой техники в республике находится пентагоновская группа и уже завершается подготовка грузинских экипажей.
Две фазы подготовки и оснащения вооруженных сил Грузии нацелены главным образом на подготовку командного состава сухопутных сил и персонала Минобороны. Первая фаза больше ориентирована на подготовку антитеррористических сил, вторая - антиповстанческих, что, бесспорно, очень симптоматично. Сперва предполагается подготовить до 200 офицеров различных звеньев "легкой пехоты". Это потребует пребывания в четырех гарнизонах 45 американских инструкторов на протяжении 90 дней "стартовой части первой фазы" программы. Затем численность заокеанских инструкторов станет возрастать. На втором этапе (гарнизонная работа с 3-4 пехотными батальонами) будут привлечены 150 инструкторов.
Американская сторона подчеркивает, что программа "обучи и оснасти" - это то, что уже запущено и нельзя остановить. Что же касается возможности непосредственного направления в Грузию американских военных для подавления терроризма в приграничных с Россией районах, то данный вопрос, с учетом оперативной реакции Москвы, пока не рассматривается.
Недавно Эдуард Шеварднадзе открыл "военную тайну": "Мы восемь лет готовились к этому. Мы шаг за шагом на фоне большой помощи США, в том числе материальной, финансовой и иной, <...> старались, чтобы и с нашей стороны были предприняты соответствующие шаги и был создан фактор, привнесенный временем и именуемый фактором доверия. Точно так же в течение всех этих лет, начиная с 1992 года, мы старались установить с Россией нормальные, добрососедские отношения. Нам очень мало удалось, многого мы не достигли. США - сверхдержава, и партнерство с ней - довольно-таки хороший щит для Грузии. Такой стране, как Грузия, нужен такой партнер, такой сильный друг. Особенно удручает, что американцы думают, как усилить Грузию. Почему Россия не думает об этом? Россия вывезла все, что можно было вывезти из Грузии. Здесь было множество техники, стояли тысячи танков, две авиадивизии с самолетами, отвечающими высоким стандартам, многое другое. Одной из самых перегруженных вооруженными силами республик была Грузия. Что от того осталось? Ржавые ружья, больше ничего. И почему они удивляются, что американцы заботятся о нас?.."
В конце февраля МИД Грузии направил в представительства республики за рубежом директиву с изложением тезисов, которых следует придерживаться при обсуждении вопроса об американском военном присутствии: "В ответ на развернутую российскими СМИ информационно-пропагандистскую кампанию против Грузии в беседах и интервью подчеркивайте, что американско-грузинское военное сотрудничество продолжается уже не один год, при этом Грузия постоянно выражает готовность взаимодействовать со всеми дружественными ей странами, и перспективы такого взаимодействия имеют хорошую основу. В контексте антитеррористической операции мы с удовлетворением отмечаем активизацию деятельности на территории республики антитеррористического центра, созданного с помощью наших американских друзей. Естественно, что участие Грузии в борьбе с экстремизмом в рамках международной коалиции будет только усиливаться".