Как уже сообщалось, в ночь на воскресенье на линии грузино-абхазского противостояния имел место серьезный инцидент: в селении Набакеви Гальского района Абхазии было совершено несколько нападений на посты и резервные группы российских миротворцев. Жертв и пострадавших нет, однако обстановка вновь стала напоминать предвоенную.
В штабе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) отметили, что миротворцы были вынуждены открыть ответный огонь, но о потерях среди нападавших ничего не известно.
По словам представителя Службы госбезопасности Абхазии, нападения совершили боевики грузинских "террористических группировок", действующих в Гальском районе непризнанной республики, которые, напомнили в Сухуми, были причастны и к недавнему похищению миротворцев.
В Тбилиси выдвинули диаметрально противоположную версию: по словам командующего грузинскими миротворческими силами в зоне конфликта Климентия Тевзадзе, в районе 209-го поста россиян действительно была зафиксирована интенсивная стрельба, однако это вовсе не говорит о нападении, так как стреляли со стороны поста. В интервью "НГ" замсекретаря СНБ Грузии Джемал Гахокидзе был еще более категоричен: "По нашей информации, у села Набакеви вообще ничего не случилось. Во всяком случае, никакой "беспрецедентной и четко спланированной атаки на российских миротворцев", о чем заявляет командование КСПМ, не было. Представители КСПМ изучают всю эту историю и сами признаются, что в ней много удивительного. Неизвестно даже, кто и откуда стрелял".
Гахокидзе утверждает, что в Тбилиси не получили от российской стороны никаких материалов по инциденту. По его словам, как только такие материалы будут представлены, грузинская сторона активно подключится к расследованию. Однако командование миротворцев почему-то не спешит обращаться к Тбилиси, предпочитая "раскручивать" эту историю в СМИ, сказал замсекретаря Совбеза. Он признал, что, получив первые сообщения об инциденте, даже "не на шутку перепугался". "Это ведь не в наших интересах - провоцировать обострение ситуации в Абхазии, а тем более вовлекать в стычки и недоразумения российских военных", - сказал Гахокидзе.
Командующий КСПМ генерал Евтеев не исключает, что нападения имели зондирующий характер: насколько россияне способны выполнять возложенные на них обязанности.
Думается, очередное обострение ситуации было неизбежно. Ведь, согласно достигнутым в марте договоренностям, через два дня грузинские войска должны покинуть верховья Кодорского ущелья. Этот район вновь переходит под контроль российских миротворцев и военных наблюдателей ООН. Понятно, что в Тбилиси есть силы, крайне недовольные таким "пораженческим" решением. Еще более неприемлемо оно для полупартизанских грузинских формирований, действующих в Гальском районе Абхазии и вдоль линии противостояния. Уход грузинских подразделений из Кодорского ущелья ощутимо сокращает оперативно-тактические возможности "Лесных братьев" и "Белого легиона". Кроме того, постоянные конфликты вокруг и с участием российских миротворцев могут со временем актуализировать вопрос об их замене международным контингентом.
С другой стороны, не секрет, что и в Сухуми, и в Москве имеются достаточно могущественные круги, очень нервно реагирующие на факт бурно развивающегося грузино-американского военного сотрудничества. Если учесть, что это сотрудничество направлено в основном на стабилизацию обстановки в тех районах, где планируется проведение стратегических экспортных нефте- и газопроводов, то усиление напряженности в регионе конфликта может рассматриваться в качестве фактора, способного отпугнуть западных инвесторов и сделать пребывание американцев в Грузии бессмысленным.
Сложно представить, какие из названных обстоятельств сегодня провоцируют возрастание конфликтогенности по обоим берегам Ингури. Но несомненно, что любой из названных факторов может сделать обозримые перспективы миротворчества не слишком лучезарными.
Тбилиси