Невиданные темпы экспансии США и НАТО на постсоветском пространстве настолько тревожат российскую политэлиту, что это мешает объективно оценить истинный смысл происходящего. Естественно, в России склонны рассматривать процесс "со своей колокольни". Однако на самом деле вектор этой экспансии не столько "северный", сколько "южный". Проще говоря, американцам сейчас не до России, есть задачи поважнее и поактуальнее.
Как уже отмечала наша газета (см. "НГ" от 11.03.02), основной целью Вашингтона и Запада в целом является установление прочного и долговременного контроля над энергоресурсами Центральной и Передней Азии. Это объясняет появление их баз вдоль пресловутой "дуги нестабильности" от Киргизии и Афганистана до Грузии. Таким образом берутся в кольцо Ирак и Иран - страны, мешающие этим планам. Но если карательную акцию против Багдада можно считать делом решенным, то с Ираном не все так просто. Президент Картер однажды уже организовал рейд своих десантников на Тегеран, и спецназ был играючи пленен стражами исламской революции. Да и вообще нелегко справиться со страной, равной по территории трем Франциям, имеющей 70-миллионное население и достаточно устойчивую политическую и экономическую систему. К тому же в отличие от Ирака у Тегерана нет могущественных соседей, заинтересованных в дестабилизации страны и смене существующего здесь режима.
Поэтому не только ЦА, но и Закавказье должно стать зоной безраздельного западного влияния. Одной Грузии для решения задачи недостаточно. Очень скоро американцы и турки окажутся в Азербайджане, причем в количествах намного больших, нежели в Грузии, - благо, Вашингтон уже подписал соглашение с Баку о модернизации местных вооруженных сил. Важно и то, что Азербайджан и Иран имеют массу взаимных претензий, в частности по вопросу северных иранских территорий, населенных этническими тюрками, и по разделу Каспия.
Но превращение Азербайджана в прочный плацдарм для реализации военно-политических целей США невозможно, пока существуют карабахский конфликт и взаимовыгодное сотрудничество между Ираном и Арменией.
Напомним, что отношения между Ереваном и Тегераном являют собой завидный пример добрососедства христианского и исламского государств. Что, кстати, является подтверждением тезиса об отсутствии конфессиональной подоплеки в армяно-азербайджанском противостоянии. Тем не менее прагматическая дружба двух стран-соседей всегда вызывала раздражение Вашингтона. Однако до последнего времени Еревану удавалось объяснять, что Армении опасность исламского фундаментализма не угрожает по определению, а контакты с Ираном служат упрочению региональной стабильности.
Сегодня ускоряющийся уход России из региона, усиление американского и турецкого факторов стали катализатором для дальнейшего армяно-иранского сближения. В начале марта в ходе визита в Ереван министра обороны ИРИ адмирала Али Шамхани стороны подписали меморандум о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности, что предполагает широкий круг взаимодействия, включая создание совместных предприятий. Это перспективно, если учесть, что в советское время 92% армянской промышленности составляла оборонка.
Вашингтон реагировал очень оперативно и резко. Мы уже сообщали (см. "НГ" от 12.03.02), что буквально через неделю после визита адмирала Шамхани в Ереван госдеп "выявил" новый "международный канал" наркотрафика: Иран - Нагорный Карабах - Армения - Россия - Европа. В комментарии для "НГ" по этому поводу пресс-секретарь армянского МИДа Дзюник Агаджанян отметила, что выводы американского внешнеполитического ведомства построены исключительно на информации азербайджанской стороны и полностью противоречат оценкам ряда авторитетных международных организаций. Что свидетельствует о стремлении Баку "сделать карабахский вопрос предметом обсуждения во всех мыслимых инстанциях". Но здесь важнее не стремление Баку, а планы Вашингтона. Любопытно, что одновременно в одной из московских газет появилась публикация, в которой Карабахское движение называется "печально известным" (та же газета ранее называла его демократическим и национально-освободительным) по причине его якобы связей с незаконной торговлей оружием, мафией и терроризмом.
В комплексе все это является элементом разворачивающейся идеологической подготовки к будущей карательной акции. Кажется, это осознают и в Ереване. Во всяком случае, на днях министр обороны Армении Серж Саркисян (второй по политическому значению человек в республике) посетит Вашингтон. И скорее всего вновь попытается убедить американских коллег, что перевод армяно-иранского сотрудничества в оборонную плоскость продиктован исключительно требованиями национальной безопасности и угрозы для США не представляет. Крайне сомнительно, что сегодня американцев устроят эти традиционные аргументы. Карабах в своем нынешнем виде слишком явно выпадает из парадигмы их представлений о будущем раскладе сил в регионе. Поэтому армянской стороне, видимо, предстоит тяжелый и небогатый выбор между плохим и очень плохим вариантами дальнейшего развития событий.