Есть все основания утверждать, что часть ответственности за контроль над ситуацией в Закавказье Вашингтон решил переложить на своего регионального союзника - Анкару. В связи с чем в прошедшие выходные турецкий генерал Тунджан Чакай заявил в Тбилиси, что его страна "поддержит возможное проведение в Панкисском ущелье антитеррористической операции". Понятно, что это предполагает появление в Грузии турецких военных советников и, не исключено, сил специального назначения.
Имеется информация, что такое новое "распределение геополитических обязанностей" призвано минимизировать опасения некоторых кругов в Москве, связанные с усилением американского влияния в регионе. Мол, Турция - это все-таки не Америка. Но необходимо учитывать, что подобная перспектива неизбежно крайне насторожит Армению, все еще считающуюся единственным последовательным военно-стратегическим союзником Москвы в Закавказье. Не секрет, что Ереван и без того весьма нервно реагирует на любую информацию о расширяющемся день ото дня грузинско-турецком военном сотрудничестве, а появление в Грузии даже незначительных турецких подразделений неизбежно будет расценено как актуальная угроза национальной безопасности.
Для нейтрализации такой вполне ожидаемой реакции американская дипломатия уже предприняла определенные шаги. В обнародованном на днях отчете госдепа о борьбе с распространением наркотиков сказано, что значительную опасность представляет некий "кавказский" маршрут, якобы проложенный через Иран, Нагорный Карабах, Армению и Россию в Европу. При этом как бы забывается, что и Армения, и НКР официально считаются регионами, вполне в этом отношении благополучными, а в Иране борьба с наркодельцами ведется очень жестко: им отрубают руки. Поэтому ясно, что сие "открытие" имеет в основе контекст не криминальный, а геополитический. Что, кстати, косвенно признают и в Баку: распространившее данную информацию азербайджанское агентство "Медиа-Пресс" указывает, что таким образом "Вашингтон согласился с выводами спецслужб Азербайджана". Хотя непонятно, как можно опираться на информацию спецслужб, уже десять лет не контролирующих Карабах и его границу с Ираном.
Между тем турки продолжают быстро модернизировать аэродром в Марнеули (20 км от границы с Арменией), и понятно, что практически сразу после завершения работ бывшая советская авиабаза превратится в очередную базу НАТО, а вернее - турецких ВВС. Логика подсказывает, что это предполагает размещение здесь, в непосредственной близости от армянской границы, где к тому же проходит единственный питающий Армению газопровод, соответствующего персонала и охраны.
По существу, все происходящее означает, что продолжающаяся уже 10 лет блокада восточных и западных границ Армении со стороны Турции и Азербайджана может в один далеко не прекрасный момент дополниться блокадой с севера. Разумеется, под лозунгом борьбы с наркотрафиком. И не важно, насколько актуальна подобная угроза: одна ее вероятность должна сделать армянскую сторону более уступчивой.
Нельзя исключить, что такая перспектива обсуждалась и в ходе последнего визита в регион армяно-азербайджанского конфликта сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Посредники не могут не понимать, что ситуация меняется кардинально, и традиционные подходы на глазах теряют свою актуальность. Ведь перемирие в Карабахе во многом удавалось сохранять благодаря существующему балансу сил и "дипломатического ресурса". Проще говоря, и Россия, и Запад в целом были заинтересованы в сложившемся статус-кво, так как это помогало им сохранять паритет влияния в регионе. Ныне обстановка изменилась. Москва не препятствует приходу НАТО в Закавказье и другие постсоветские регионы, а это делает дипломатию, построенную на противоречиях держав, непродуктивной. В результате на региональном поле появляются новые игроки, присутствие которых еще совсем недавно представлялось совершенно немыслимым.
Поэтому очень любопытно, что же именно содержали в себе "новые предложения", о которых говорилось в ходе бесед сопредседателей МГ ОБСЕ с президентами Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном. Если речь шла о вероятности возникновения практически безвыходной для армянской стороны ситуации, то миротворцы скорее всего рассчитывали на постепенное смягчение позиций Еревана и Степанакерта. Не факт, однако, что этим надеждам суждено оправдаться. На деле может произойти нечто совершенно противоположное. И вряд ли перспектива нового обострения ситуации может вдохновлять международное сообщество и посредников, заинтересованных во включении обширного и потенциально весьма богатого региона в процессы глобализации.