0
1314
Газета СНГ Интернет-версия

01.03.2002 00:00:00

Тбилиси - Сухуми: компромисс возможен

Тэги: грузия, абхазия, какабадзе


- Малхаз Давидович, как вы расцениваете состоявшиеся в Сухуми переговоры? Как отразились на этой встрече результаты прошедших накануне в Москве консультаций между Асланом Абашидзе и Игорем Ивановым?

- Эти переговоры носили весьма позитивный характер. Состоялась первая встреча нового государственного министра Грузии господина Джорбенадзе с руководителем абхазской стороны в грузино-абхазском Координационном совете Анри Джергения. Встреча прошла в условиях взаимопонимания и уважения и заложила основы для возобновления прерванного с марта 2001 года переговорного процесса. Вместе с тем следует отметить как весьма позитивный шаг назначение руководителя Аджарской Автономной Республики Аслана Абашидзе личным представителем президента Грузии по вопросам урегулирования конфликта в Абхазии. Убежден, что это мудрое решение в скором времени внесет существенные перемены в дело мирного разрешения противостояния.

- Как известно, Сухуми утверждает, что независимость Абхазии вполне легитимна, так как была достигнута еще в советский период в полном соответствии с советскими законами...

- Этот вопрос - основной камень преткновения в полемике сторон. Обратимся к правовым аргументам и фактам.

После распада Российской империи советская Россия признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, то есть фактически - Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия. Это было закреплено в российско-грузинском договоре от 7 мая 1920 года, где записано, что "государственная граница между Грузией и Россией проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча" (абхазский участок современной российско-грузинской границы).

25 февраля 1921 года в Грузии произошел большевистский переворот, и 4 марта 1921 года в Абхазии установилась советская власть. С этого периода существует Cоветская Cоциалистическая Республика Абхазия на договорных началах. Но и тогда, и в период существования Закавказской Федерации, и в пределах СССР она рассматривалась как часть Грузии. Независимость Абхазии не подтверждена Конституциями ни Закавказской Федерации, ни СССР.

В 1931 году конституционный статус Абхазии стал соответствовать ее фактическому правовому состоянию и определился как "автономная республика в составе Грузии". В соответствии с положениями Конституций как 1936 года, так и 1977 года автономные образования являлись неотъемлемыми частями союзных республик и, естественно, не имели права выхода из состава союзной республики, тем более из СССР.

В 1990 году были приняты Закон "О распределении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" и Закон "О порядке выхода союзных республик из состава СССР". Это было сделано с целью сдержать процесс развала Союза, спровоцировав сепаратистские движения против республик, чтобы остановить процесс законодательного утверждения их государственной независимости. Эти законы противоречили действующей Конституции СССР. Не случайно все советские республики, и в первую очередь Россия, их отвергли. Очевидно, что распад СССР произошел не в соответствии с этими законами, а в соответствии с Конституциями СССР и союзных республик.

31 марта 1991 года в Грузии, в том числе и в Абхазии, был проведен референдум о восстановлении государственного суверенитета. В Абхазской АССР в референдуме приняли участие 61,27% избирателей, 97,73% из которых проголосовали за государственный суверенитет Грузии, что составляло 59,84% от общего числа избирателей Абхазии. Лишь 1,42% от принявших участие в голосовании, то есть 1,37% от общего числа избирателей, проголосовали против. По всей Грузии в референдуме приняло участие 90,79% избирателей, 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии. На основании итогов референдума Верховный совет Грузии 9 апреля 1991 года провозгласил Декларацию о восстановлении государственного суверенитета Республики Грузия.

Наши оппоненты заявляют, что это решение стало моментом разрыва отношений между Грузией и Абхазией. Между тем и после этого в Абхазии все вопросы в соответствии с действующим законодательством решались в центральных органах власти и управления Грузии, все кадровые и финансовые вопросы, в том числе и бюджет Абхазии, согласовывались и утверждались в Тбилиси. Более того, новый избирательный закон Абхазской АССР, принятый после 9 апреля 1991 года, разрабатывался с участием юристов-экспертов Тбилиси, а затем утверждался верховными органами госвласти Грузии. В соответствии с этим законом был избран предвоенный парламент, а на основе решения Верховного совета Грузии были продлены полномочия высшего органа государственной власти автономного образования - Верховного совета Абхазской АССР. После 9 апреля 1991 года ВС Абхазии принимал нормативные акты в соответствии с правовым полем Грузии, а также внес изменения в Конституцию Абхазской АССР, в Основной закон автономии, который признает Абхазию автономной единицей в составе Грузии, и положение о нахождении в составе Грузии не было изменено.

И главное: 11 октября 1992 года на территории Абхазии были проведены выборы главы грузинского государства и парламента Грузии. От Абхазии были избраны 12 депутатов, до сих пор сохранившие свои полномочия и исполняющие обязанности народных избранников.

- Абхазская сторона настаивает на признании ее государственности, но утверждает, что готова обсудить возможность создания общего государства с Грузией, в котором обе стороны будут равноправны. Тбилиси настаивает на "высоком автономном статусе" для Абхазии в составе единой Грузии...

- Вопрос определения статуса Абхазии является предметом субстантивных переговоров между сторонами. Единственным незыблемым принципом, содержащимся во всех резолюциях Совета Безопасности ООН, решениях саммитов ОБСЕ и СНГ, является территориальная целостность Грузии и определение статуса Абхазии в пределах единого государства Грузия. Это позиция всего мирового сообщества и, естественно, России. С этой целью спецпредставителем генерального секретаря ООН совместно с Группой друзей генсека и при активном участии представителей России разработаны Основы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми. Данный документ, одобренный Совбезом ООН, является проявлением позиции международного сообщества в отношении рамок урегулирования конфликта в Абхазии. Распределение полномочий в пределах единой Грузии является исходным принципом, на основе которого должны проходить переговоры по существу между сторонами. В этих рамках возможны компромиссы, и о них должны договориться стороны.

К сожалению, иногда нам кажется, что в России существуют силы, заинтересованные в сепаратизме на Кавказе. Президент Грузии неоднократно предупреждал, что агрессивный сепаратизм - это бацилла, способная разрушить не только малые государства, но и большие, поддержка сепаратизма где бы то ни было бумерангом вернется к таким силам. Не будь войны в Абхазии, не было бы войны и в Чечне. Это опасная игра, способная нанести непоправимый ущерб государственным интересам любой из стран и стать причиной трагедии для многих тысяч мирных людей.

- Какие правовые основания имеет Грузия для сохранения Абхазии в своем составе?

- После распада СССР в феврале 1992 года ВС Грузии принял решение о восстановлении Конституции Демократической Республики Грузия 1921 года. По утверждению лидеров сепаратистов, в данном документе Абхазия как субъект государственно-правовых отношений не значится. Это утверждение ошибочно. Статья 107 Конституции Грузии 1921 года гласит: Абхазия, Сухумский округ (административное название Абхазии в Российской империи и после ее распада) и мусульманская Грузия, Аджария, сохраняют статус самоуправления. Кроме того, при восстановлении действия Конституции 1921 года в декларации предусмотрена оговорка, в соответствии с которой "статус Абхазии и Аджарии сохраняется неприкосновенным с учетом сложившихся реалий", то есть за этими автономными образованиями сохранялись все полномочия и ответственность, определенные их Конституциями, не противоречащими Конституции Грузии.

И еще один существенный вопрос - о какой легитимности государственного суверенитета Абхазии можно говорить, когда с этой территории изгнано около 300 тысяч человек (то есть две трети населения), исконно проживавших на этой земле и более восьми лет не имевших возможности осуществлять свои неотъемлемые гуманитарные и политические права. Подобные вопросы не могут решаться без участия этих людей.

- Какова, на ваш взгляд, деятельность посредников в миротворческом процессе? Как вы в этой связи оцениваете действия России, может ли Москва сыграть ведущую роль в нахождении компромисса?

- Посредники в миротворческом процессе играют весьма важную роль. Это ООН, ОБСЕ, СНГ, Группа друзей генсека ООН в составе Франции, США, Великобритании, Германии и России с особым статусом содействующей стороны. Достижение успеха в согласовании документа о принципах распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми стало возможным только в связи с соответствующей позицией России. Это, в свою очередь, было определено активизацией переговорного процесса между нашими странами на самом высоком уровне. Президент Шеварднадзе назвал этот процесс "непрерывным диалогом" между двумя президентами, благодаря чему стало возможным сблизить позиции по самым жизненно важным вопросам не только для Грузии, но и для региональной безопасности и улучшения международной обстановки в целом.

Сотрудничество между нашими странами успешно развивается не только в данной сфере. Важным достижением, ставшим возможным после конструктивного диалога между президентами Шеварднадзе и Путиным, является обоюдное согласие заключить новый рамочный договор между Грузией и Россией, что должно стать прочной основой для восстановления вековых традиций добрососедства между нашими странами и народами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2031
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1300
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
962
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1265

Другие новости