Сложный процесс российско-белорусской интеграции, насколько можно судить, в самое ближайшее время обогатится новыми неоднозначными нюансами. Как тому полагается быть, соответствующие импульсы исходят из Минска.
На днях, выступая на совещании, посвященном вопросам совершенствования работы нефтехимического комплекса страны, президент Александр Лукашенко сделал ряд значимых заявлений, причем только на первый взгляд может показаться, что высказывания белорусского лидера были рассчитаны на внутреннюю аудиторию.
По словам Лукашенко, которого цитирует агентство "Интерфакс-Запад", "власти Белоруссии не допустят обвальной приватизации в республике". Это заявление вряд ли можно назвать сенсационным: Александр Григорьевич всегда открыто давал понять, что отнюдь не является сторонником модных хозяйственно-экономических новаций последнего времени. Симптоматично, однако, что вслед за этим президент Лукашенко подчеркнул, что "завышенных ожиданий либерализации белорусской экономики, а точнее, распродажи собственности, в разговоры о которой втягиваются парламентарии и правительство, быть не должно".
В этой связи сразу возникает вопрос: кого именно в Минске обуревают эти самые "завышенные ожидания"? Насколько известно, здесь все обстоит с точностью до наоборот: местные деятели, равно как и обычные граждане, прекрасно осведомлены относительно реальных политэкономических пристрастий своего руководителя. Вряд ли поэтому депутаты местного парламента, сплошь лояльные Лукашенко, а тем более члены правительства пребывают в нетерпеливом ожидании "распродажи собственности". Не такие уж они наивные люди. Далее Александр Григорьевич, по своему обыкновению, озаботился сохранением народного спокойствия. "Не надо пугать народ, что завтра будет шоковая терапия. Никаких шоков, никакой обвальной приватизации в Белоруссии не будет", - заверил глава государства. Но, понимая, что без толики плюрализма в таком фундаментальном вопросе не обойтись (ведь что подумают в Кремле?), президент одновременно намекнул, что власти "в соответствии с пожеланиями народа" будут проводить политику "большей открытости экономики". Но чтобы никто при этом не подумал ничего плохого, одновременно уточнил: государство "не упустит бразды правления ни в одной сфере". Напротив, механизм приватизации будет "очень сложным", обставленным многочисленными условиями, главное из которых заключается в том, что разрешение на это будут давать власти - от местных до верховных.
Итак, структура белорусской экономики останется прежней. Напомним, что именно данное обстоятельство большинство экспертов считает основным фактором, препятствующим реальной интеграции между Москвой и Минском. Причем ситуация не имеет тенденции к улучшению, поскольку взгляды сторон на принципы хозяйствования расходятся все больше. Достаточно сказать, что очередные "основополагающие" высказывания Александра Лукашенко прозвучали в тот момент, когда Владимир Путин проводил в Кремле заседание Госсовета России, посвященное проблемам развития малого и среднего бизнеса. Российский президент в отличие от своего белорусского коллеги весьма озабочен не опасностью углубления экономических новаций, а напротив - их недостатком. По мнению Путина, вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны недостаточен и должен быть расширен, что требует формирования соответствующих условий в том числе и в сфере законодательства. И уже одно это само по себе вызывает сомнения в том, что жизненно необходимое для процесса интеграции сближение законодательств двух государств можно осуществить на практике. Очевидно, что подходы белорусского президента, который "не упустит бразды", не дают оснований особо на это рассчитывать.
Высказывания Лукашенко уже вызвали в минске неоднозначные комментарии. По словам руководителя белорусских профсоюзов, экс-кандидата в президенты Владимира Гончарика, глава государства "выбрал далеко не лучшую экономическую модель. Ту, которая неэффективна, затратна, и мы видим результаты, а точнее - их отсутствие. Насчет того, что он не допустит "шоковой терапии". У нас ползучая терапия, вместо того, чтобы проходить реформы быстрее, мы упустили время и теряем его сейчас. Такая позиция замедляет интеграционные процессы". Еще более жесткой была реакция другого соперника Лукашенко на президентских выборах, экс-министра внешнеэкономических связей Михаила Маринича, который ныне возглавляет общественную организацию "Деловая инициатива". По его мнению, "высказывания президента - это еще одно свидетельство того, что в Беларуси нет четкой программы реформирования и приватизации. Такие высказывания - не что иное, как шарахания президента, который не знает, что делать".
Одновременно в отношениях Москвы с Минском назревает очередной скандал. Исполком Федерации независимых профсоюзов России обратился к Владимиру Путину и Госдуме с просьбой оказать давление на белорусские власти и заставить их отменить принятое на днях скандальное постановление "О мерах по защите прав членов профессиональных союзов". Российские профсоюзы расценивают этот документ, отменяющий существующую систему перечисления членских взносов, как "попытку грубого ограничения свободы членов профсоюзов самостоятельно решать, каким образом им выплачивать членские взносы", что является "вопиющим нарушением принципов свободы объединения". Одновременно ФНПР призывает все свои членские организации выразить солидарность с профсоюзами Белоруссии и "высказать протест в отношении противоправных действий белорусских властей".
Таким образом, вполне вероятно, что вскоре у Александра Лукашенко одной проблемой станет больше. Только на сей раз защитнику "интересов народа" придется противостоять не "капиталистическим приватизаторам", а пролетарской солидарности трудящихся разных стран. И не исключено, что это способно повлиять на политическую ситуацию в стране даже больше, нежели все заявления ОБСЕ.