Состоявшийся на нынешней неделе визит председателя парламента Грузии Нино Бурджанадзе в Армению вызвал неоднозначную реакцию. В Ереване не скрывают удовлетворения тем обстоятельством, что руководитель законодательного органа соседней страны избрала для своей первой официальной международной поездки именно Армению. Однако этот факт по-разному трактуется в грузинских СМИ, некоторые из которых полагают, что Бурджанадзе совершила дипломатическую ошибку, предпочтя Ереван Азербайджану или Турции, с которыми у Тбилиси сложились достаточно прочные партнерские отношения.
Однако подобный подход выглядит достаточно поверхностным. Визит госпожи Бурджанадзе носил далеко не протокольный характер, если учесть, что основной целью поездки был зондаж позиции Армении в отношении транснациональных транспортно-энергетических программ ИНОГЕЙТ и ТРАСЕКА. Конференция стран-участниц последней, кстати, состоялась на днях в Тбилиси. Армения официально является членом ТРАСЕКИ, но ни для кого не секрет, что реализация этих программ и ряда аналогичных проектов вряд ли представима до тех пор, пока не найдут своего разрешения региональные конфликты, особенно противостояние в Карабахе. По словам Нино Бурджанадзе, Грузия сделает все возможное, чтобы армянская сторона была вовлечена в указанные программы, и, более того, возьмет на себя роль посредника в отношениях Армении с Турцией и Азербайджаном. В свою очередь, председатель Национального собрания Армении Армен Хачатрян подчеркнул, что участию Еревана в транснациональных проектах мешает, как он выразился, "неконструктивная позиция Азербайджана".
В ответ на это грузинский спикер сделала достаточно неожиданное заявление, что сложившиеся конструктивные грузинско-азербайджанские и грузинско-турецкие взаимоотношения "можно использовать во благо Армении". Допустимо предположить, что таким образом Тбилиси прозрачно намекает на свою готовность сыграть посредническую роль и способствовать налаживанию добрососедских отношений между Баку, Ереваном и Анкарой.
Впрочем, надеяться на такое развитие событий было бы по крайней мере преждевременно. Нет никаких свидетельств того, что Ереван склонен к изменению своей позиции в процессе карабахского урегулирования, которая, как известно, заключается в том, что право народов на самоопределение необходимо уважать. Азербайджанская сторона видит в этом стремление к пересмотру официально признанных границ, не принимая во внимание то обстоятельство, что одновременно и Ереван, и Степанакерт выражают готовность к серьезным компромиссам и категорически выступают против решения проблемы силовыми методами. Вряд ли можно ожидать прорыва и в армяно-турецких взаимоотношениях. Во всяком случае, армянские участники двусторонней "Комиссии примирения" заявили, что отказываются от дальнейшего участия в ее работе, сообщило ереванское информагентство "Медиамакс". Сообщается, что причиной подобного решения стало одностороннее обращение турецких членов комиссии в Международный центр правосудия переходного периода с призывом отказаться от изучения вопроса о соответствии геноцида армян 1915 года Конвенции ООН от 1948 года о геноциде.
Однако предметом бесед и переговоров Нино Бурджанадзе в Ереване были не только проблемы регионального характера, но и вопросы двусторонних отношений, в частности - положение армян Джавахетии, компактно проживающих на территории Грузии близ армянской границы. Напомним, что здесь, в Ахалкалаки, дислоцирована российская военная база, которая со временем должна быть выведена. Однако многие жители края противятся этому, с одной стороны, из-за опасений потерять работу, а с другой - предполагая, что в этом случае они окажутся беззащитными перед возможной турецкой экспансией. Не случайно в ходе переговоров представители армянского парламента говорили Нино Бурджанадзе о необходимости предоставления армянам Джавахетии "гарантий безопасности в связи с предстоящим выводом оттуда российской базы", а также решения многочисленных социальных проблем и вопросов, связанных с местным самоуправлением. Нино Бурджанадзе заверила армянских коллег, что Тбилиси сделает все для обеспечения безопасности и облегчения жизни "достойных граждан Грузии", каковыми являются армяне Джавахетии.