ПОСЛЕДНИЕ десять лет отмечены активной экспансией ОБСЕ на всем постсоветском пространстве - и при этом нельзя сказать, что присутствие миссии в странах СНГ, как и стиль ее работы, во всем адекватны новым реалиям. Вопреки своим изначальным задачам и целям, ОБСЕ, начиная примерно с 1994 г., транcформировалась с точностью до наоборот по отношению к своим же декларациям. Поэтому присутствие миссии (или других структур) ОБСЕ в странах СНГ нередко приводит к вмешательству во внутренние дела страны, что, в свою очередь, порождает угрозу (иногда растянутую во времени) для стабильности и суверенитета этих стран, будь то Россия, Грузия, Молдавия или Белоруссия. И поскольку Белоруссия является самым ярким примером отработки технологии ОБСЕ (в том числе и предвыборной), то полезно своевременно рассмотреть и этот опыт (особенно если учесть, что миссии и другие структуры ОБСЕ нередко возглавляют профессионалы западных разведслужб, как в Белоруссии и Молдавии).
В этом контексте предвыборные события в Белоруссии носят вполне определенный знаковый характер - как и присутствие на ее территории консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ. Напомним, что этот сомнительный подарок Минску сделал великий "друг Белоруссии" Евгений Примаков, навязав нашим союзникам (без всяких на то оснований) фактически пожизненное присутствие КНГ. Группа начала свою работу в РБ в 1998 г., а возглавил ее г-н Ханс-Георг Вик - бывший посол Германии в СССР в 70-е годы, постоянный представитель (посол) Германии при Совете НАТО в начале 80-х годов, президент Федеральной разведывательной службы Германии (БНД) в середине 80-х годов. Любопытно, что в 1993-1996 гг. г-н Вик был советником правительства Грузии и плотно "работал" с Эдуардом Шеварднадзе (после чего, надо полагать, Грузия и сделала известные всем "успехи" в развитии демократии, защите прав человека, а также в своей последовательной антироссийской политике, готовясь сегодня к "приглашению" в НАТО). По словам г-на Вика, "ОБСЕ является только повивальной бабкой" для рождения нового, но "продукт", как он выразился в беседе с обозревателем "НГ", выходит из самой почвы. Впрочем, сегодня это скорее повивальная бабка нестабильности в Белоруссии, причем эта нестабильность только закрепляется со временем "благодаря" присутствию КНГ.
Напомним, что в мандат КНГ входит прежде всего содействие белорусским властям в развитии демократических институтов, то есть сотрудничество с властью. Вместо этого КНГ, по мнению белорусской стороны, сосредоточила свою деятельность на прямо противоположном направлении - оказании помощи (в том числе - финансовой) белорусской оппозиции. Точнее, КНГ занялась формированием самой оппозиции, ее консолидацией и даже формированием мало-мальски внятной концепции. Поэтому недавний "подвиг" белорусской коалиции - объединение и выдвижение единого кандидата в президенты Владимира Гончарика - следует отнести целиком и полностью к заслугам посольства США и КНГ ОБСЕ (белорусская власть располагает для доказательства этого "авторства" вполне убедительными материалами). Жесткое навязывание "стандартов демократии" при полнейшем неуважении к национальным законам и структурам, постоянная подкормка политически безнадежной (в силу своего интеллектуального уровня) оппозиции, формирование и подкормка кадров "своей", по выражению одного из белорусских политиков, "туземной администрации", разветвленная сеть по всей стране различных "информационно-координационных центров" (при откровенном спонсорстве США), которые недаром сами американцы называют "ресурсными", ибо это действительно ресурс для подготовки любого переворота (поскольку любой политической революции предшествует "информационная революция"), - все это создает в итоге параллельные структуры власти, после чего о какой-либо стабильности внутри любой страны говорить не приходится. Понятно, что при таком тотальном наступлении на государственную власть Белоруссии со стороны внешней "третьей силы", при синхронной же всесторонней поддержке оппозиции развитие нормального диалога между правительством и неправительственными структурами с самого начала было проблематичным.
При этом всякое вмешательство во внутренние дела суверенной страны, несмотря на неоднократные протесты белорусских властей, г-н Вик, конечно, отрицает. "Мы здесь не для того, чтобы вмешиваться, а для того, чтобы протянуть руку помощи - и правительству, и оппозиции. Потому что мы заинтересованы в самих демократических процедурах, а не в каких-то конкретных результатах для мистера А или Б┘" - сказал глава КНГ обозревателю "НГ". Но если продолжить русский алфавит, то совершенно очевидна польза от повивальной бабки для "мистера Г" (то бишь Гончарика) и для "мистера Д" (то бишь Домаша), которые благодаря КНГ и посольству США в Белоруссии стали лидерами президентской гонки. Минск располагает достоверными доказательствами того, как г-н Вик председательствовал на конфиденциальной встрече белорусской оппозиции, которая состоялась осенью прошлого года в столице одной из восточно-европейских стран. На этой встрече переругавшиеся между собой оппозиционеры получили серьезное "внушение " от руководителя КНГ ОБСЕ, который сурово напомнил "братьям меньшим" о провале на парламентских выборах. Судя по этому источнику информации, г-н Вик призвал собравшихся уже тогда выдвинуть единого кандидата на президентских выборах. Таким образом, "уникальный феномен" по объединению оппозиции, о котором публично говорит глава КНГ, создан самим г-ном Виком, хотя он великодушно приписывает это "авторство" белорусским товарищам.
Есть в распоряжении белорусских властей и еще один интересный документ: копия письма, направленного казначею Парламентской ассамблеи ОБСЕ весной 2000 г., в соответствии с которым долги бывшего Верховного Совета 13 созыва будут погашены┘ КНГ ОБСЕ, что гарантируется от имени первого зама г-на Вика! Причем "задолженности будут покрыты на политическом уровне до следующей ежегодной ассамблеи". Любопытно, кто уполномочил главу КНГ ОБСЕ таким образом распоряжаться бюджетом европейской организации - выплачивать долги сошедших с политической сцены белорусских политиков? Следовательно, деньги западных налогоплательщиков или добровольных спонсоров через каналы ОБСЕ уходят на то, чтобы поддерживать совершенно бесперспективную "туземную" оппозицию. И поскольку западный обыватель, как и правительства западных стран, не сомневается в негативном имидже Минска благодаря стараниям г-на Вика и его коллег, то они, видимо, и не подозревают о том, что их деньги, по сути, идут на дестабилизацию европейской страны, а не на торжество демократии.
Весьма специфическая деятельность КНГ и его главы подчас раздражает представителей европейских стран. Отчеты главы КНГ о ситуации в Минске, направляемые европейским посольствам и структурам, носят настолько подробный и вместе с тем тенденциозный характер, что невольно еще раз вспоминаешь постулат: бывших разведчиков не бывает. Однако подобная информационная тенденциозность (чего настоящая разведка "для своих" не допускает - если только речь не идет о планируемой провокации) подготавливает и "должную" неадекватную реакцию западных стран по отношению к Белоруссии - в ущерб разносторонним международным связям. По словам нашего источника, пожелавшего остаться неизвестным, тенденциозность главы КНГ никак не способствует новому качеству отношений, например, Минска и Берлина, в чем заинтересованы обе стороны. Германия рассчитывает на энергичную экспансию в Белоруссию в разных сферах, но как раз тенденциозность со стороны главы КНГ этому серьезно препятствует. Так, переговоры с потенциальными немецкими партнерами не раз срывались только потому, что в качестве контраргументов те ссылались на "особое мнение" бывшего руководителя БНД.
Глава КНГ ОБСЕ последовательно создает виртуальный имидж белорусской оппозиции как реальной организованной силы (чего на самом деле нет), серьезно противостоящей Александру Лукашенко. Представьте себе, что подобный блеф в качестве солидных отчетов от солидного человека получают послы западных стран и европейские структуры - разумеется, они не пожалеют никаких средств для поддержания "интересного феномена" и "долгосрочной коалиции", несуществующих в природе. Таким образом, из бюджета ОБСЕ год за годом оплачивается выращивание белорусских политических гомункулюсов.
Думается, в интересах ОБСЕ изменить свой негативный имидж, сложившийся "благодаря" ее методам вмешательства во внутренние дела страны, и предпринять меры для восстановления репутации авторитетной европейской организации. И если мы говорим о необходимом цивилизованном (законном) реформировании белорусской власти, то пришло время говорить и о реформировании ОБСЕ, чьи декларации и реальные цели сегодня зримо расходятся.