НОВЫЙ Закон о гражданстве депутаты российской Госдумы будут принимать уже осенью, так как не успели перед летними каникулами обсудить два законопроекта - внесенный депутатами Государственной Думы и так называемый президентский, подготовленный Комиссией по вопросам гражданства при президенте РФ. Дискуссия между разработчиками двух вариантов носит концептуальный характер, в том числе и по вопросам правовой защиты наших соотечественников. Именно поэтому и не представилось возможным, как предлагали некоторые из депутатов, объединить два проекта в один на основе взаимных компромиссов, ибо в одну телегу нельзя впрячь упорного российского тяжеловоза (парламентский вариант) и трепетную европейскую лань (президентский проект, который согласовывался с экспертами Совета Европы и оценен ими как один из лучших в мире).
По словам заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолия Чехоева, в президентском проекте Россия предстает не государством с тысячелетней историей и своими обязанностями по отношению к соотечественникам, а как новое государство, чья история начинается только с 1991 г. По мнению депутатов, в думский законопроект вводится понятие "соотечественники" именно как правовая категория. Заметим, что в проекте парламентариев отражены и такие понятия, как "гражданин Союзного государства" и "гражданство Союзного государства" (чего нет в президентском варианте), что объективно следует признать шагом вперед в развитии Российско-Белорусского союза, основополагающие правовые вопросы в рамках которого не решаются годами (в том числе и проблема союзного гражданства).
Сам термин "соотечественники" до сих пор кажется многим юристам весьма спорным, в том числе и руководителю группы разработчиков "президентского" варианта, доктору юридических наук Олегу Кутафину. К тому же, по его мнению, "будь депутатский проект реализован, он бы разорил страну". Поскольку гражданство - это еще и пенсии, и различные пособия, и прочие выплаты из российского бюджета. Это, несомненно, камешек в огород ст. 14 депутатского законопроекта, где чересчур широко трактуется возможность признания гражданства Российской Федерации, ибо гражданами РФ "признаются лица, состоявшие в гражданстве СССР, и их потомки по прямой нисходящей линии, не заявившие путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств". Собственно говоря, из-за этой статьи и шли основные бои, поскольку именно она является краеугольным камнем концепции депутатов. Что надо отнести к излишней широте души, ибо в России сегодня беспрецедентное число бывших граждан СССР с их многочисленными потомками "по прямой нисходящей линии", которые быстренько переквалифицировались в граждан России. Поэтому закреплять эту печальную реальность в российском законе было бы по нынешним временам большой роскошью. Кроме того, по мнению профессора Кутафина, записывать чуть ли не насильно всех жителей СНГ в российские граждане юридически некорректно.
Таким образом, у двух команд выявилось и разное понимание формулы "страна-преемник": по мнению депутата Анатолия Чехоева, если статус России сразу же после распада СССР был зафиксирован как статус страны-преемника ("государство - продолжатель СССР"), следовательно, она несет ответственность за всех своих соотечественников, бывших граждан Союза. Председатель Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ Олег Кутафин с этим категорически не согласен, полагая, что преемство России распространяется на сферу международной правосубъектности, но переносить этот статус и понятие "государство-продолжатель" в область гражданства юридически неверно - следуя этой логике, нынешние венгры, например, до сих пор должны считать себя гражданами распавшейся Австро-Венгрии. Что же касается заботы о соотечественниках, то президентская команда смотрит на эту проблему вполне определенно: все, кто хотел получить гражданство РФ, имели все возможности сделать это в течение 10 последних, самых либеральных лет.
Президентский проект вызывает у парламентариев понятную осторожность: некоторые статьи, по их мнению, противоречат Конституции РФ и не учитывают статьи Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Но самое парадоксальное в том, что "трепетной лани" досталось и от наших либералов - некоторые российские СМИ поспешили объявить, что в президентском проекте "ужесточены" демократические нормы и речь идет чуть ли не о "железном занавесе".
Как показали прошедшие 10 лет, излишний "европейский" либерализм российских законов при наших суровых реалиях привел к полнейшей расхристанности нашего доверчиво-бестолкового Отечества и полному невмешательству государства в решение самых горящих проблем. К ним сегодня следует отнести проблему явной миграционной экспансии со стороны некоторых стран СНГ и стран дальнего зарубежья, а также практику предоставления российского гражданства, давно ставшего предметом купли-продажи. И потому уместно задать вопрос: в какой степени новый закон о гражданстве, не нарушающий при этом российских и международных норм, может быть частью системы национальной безопасности? И в какой степени такой закон может гарантировать безопасность самих граждан России?
В связи с этим резонно говорить не об "ужесточении" правовых норм при принятии гражданства, а просто об упорядочении этих норм. В президентском законопроекте (так же, впрочем, как и в парламентском) предусмотрен ряд новых мер для того, чтобы Россия не превратилась в ближайшие пять-десять лет в колонию стран СНГ, полностью оккупированную гражданами других государств. Так, в ст. 3 данного проекта подчеркивается, что гражданство России предоставляется при соблюдении одного из основных условий - "проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации┘" К тому же желающий стать гражданином РФ должен в течение пяти лет непрерывно проживать в России, а также представить свидетельство о наличии законного источника средств существования. Заметим, что в европейских странах стаж "испытательного срока" составляет от 10 до 30 (!) лет. Европейская конвенция о гражданстве, которую Россия подписала в 1997 г., предполагает в качестве такого допустимого стажа срок не более 10 лет, и остается пожалеть, что разработчики двух законопроектов сошлись на сроке в 5 лет: при нынешней ситуации в России с учетом укоренения на ее территории зарубежного криминалитета, обвальной миграции и демографического кризиса вполне допустима была бы норма в 10 лет. Но мы и тут умудрились "перегнать" европейцев, не обзаведясь предварительно ни нормальной миграционной службой, ни системой комплексного контроля за тем, как и кому предоставляется гражданство России, ни компьютерной базой данных. Уже давно не секрет, что для многих криминальных структур ближнего зарубежья получение российского гражданства - это открытый доступ во все властные структуры.
И еще одна проблема. Какую статью обоих законопроектов ни возьми, возникает вопрос о контроле: кто и как будет контролировать правомочность предоставления гражданства? Генеральная прокуратура? Или Комиссия по гражданству? Если обе эти структуры, то каков механизм их взаимодействия друг с другом, местными властями и российским обществом? Пока ответов на эти вопросы нет.