-Господин посол, как США рассматривают проблему обеспечения безопасности Южного Кавказа - в отрыве от России или вместе с ней? Ведь Россия считает себя кавказским государством и утверждает, что без ее участия безопасность обеспечена быть не может.
- Этот вопрос необходимо рассматривать в более широком контексте. После распада СССР образовались новые независимые государства, большинство которых не имело опыта независимости. Нашей задачей было помочь им встать на ноги и превратить в действительно независимые государства. Мы не воспринимаем это как политику, направленную против интересов России. Россия признает суверенитет и независимость этих стран, она сама заинтересована в развитии их суверенитета. Что касается США, мы не считаем, что наши интересы направлены против кого-то и идут вразрез с чьими-то интересами. И мы не для того хотим развития Азербайджана, чтобы в конечном итоге это негативно отразилось на развитии России, мы хотим процветания Азербайджана, ибо это отвечает и интересам России, так как ей выгодно, если ее южные границы будут безопасны и стабильны.
- Во фланговом соглашении Договора об ограничении обычных вооружений в Европе от 15 мая 1997 года Южный Кавказ обозначен как сфера влияния России. В то же время США заявляют о том, что этот регион входит в зону их интересов. Значит ли это, что Южный Кавказ одновременно входит в сферу интересов двух государств, у которых отнюдь не всегда совпадают многие подходы?
- Мы признаем, что Россия имеет интересы на Южном Кавказе. Мы надеемся, что и Москва считается с тем фактом, что у США есть интересы в регионе. Мы не считаем, что между этими интересами существует конкуренция.
- Интересы России предусматривают предотвращение расширения HАТО на восток. В этом контексте многие государства, в том числе и Южного Кавказа, представляют для России особый интерес. Как вы относитесь к возможной перспективе военного сотрудничества Азербайджана и России?
- Этот вопрос надо адресовать правительству Азербайджана. Однако хочу сказать, что мы не против военного сотрудничества новых независимых государств, если оно происходит на добровольной основе, с согласия обеих сторон. И мы не против экономического сотрудничества до тех пор, пока оно не становится барьером для других государств. Мы считаем, что вывод Азербайджаном со своей территории всех вооруженных сил иностранных государств является весьма положительным фактором для укрепления независимости и суверенитета этой страны.
Мне кажется, что руководство того или иного государства должно очень серьезно задуматься, прежде чем принять решение о размещении у себя иностранных войск. Посмотреть, отвечает ли это интересам самого государства и всего региона. Hо в любом случае это решение должно быть самостоятельным.
- Азербайджан - небольшая страна, а таким государствам, как правило, необходимо иметь серьезных военных союзников для обеспечения своей безопасности. В данном случае Россия предлагает свои услуги, но Баку до сих пор от них отказывался. США, похоже, не собирается оказывать существенную поддержку Азербайджану в военной области. Как в таком случае Азеpбайджан может обеспечить свою безопасность?
- Hасколько я знаю, Россия конкретно не предлагала Азербайджану разместить свои военные базы на его территории. И я не думаю, что для обеспечения своей безопасности и независимости небольшие государства должны иметь сильных военных союзников. В центр концепции безопасности многих развитых стран положен другой постулат: безопасность страны должна обеспечиваться целым рядом институтов, которые находятся в тесном сотрудничестве с другими государствами. Эта концепция также заложена в программе HАТО "Паpтнеpство pади миpа" и в особой программе сотрудничества между Россией и HАТО, она охватывает и деятельность ОБСЕ в регионе. Обеспечение безопасности государств не должно осуществляться военным путем, для этого необходимо укреплять государственные и иные институты, обеспечивающие общественно-политическую стабильность и развитие рыночной экономики. Это основные параметры международной практики, однако мы понимаем, что военное сотрудничество также может рассматриваться как элемент подобной концепции.
- США разрабатывают новую программу HПРО, а как известно, в Азербайджане функционирует Габалинская РЛС, до сих пор принадлежащая России. Как видится Вашингтону решение этой проблемы?
- Этот вопрос мы воспринимаем в рамках достижения решения между Россией и Азербайджаном.
- Как вы расцениваете заявление президента Армении Роберта Кочаряна о том, что Карабах де-факто независим и это надо признать де-юре? Тогда в чем роль посредников и в чем состоит пресловутый "прорыв" в ходе прошедших переговоров в Ки-Уэсте?
- Я не придавал бы большого значения отдельным заявлениям тех или иных лидеров. Я не уверен, что это заявление - самое важное из сделанных Кочаряном по поводу карабахского урегулирования. Мы считаем, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху за последние месяцы провели очень плодотворную и успешную работу. В результате мы по сравнению с прошлым были очень близки к прорыву.
Проблема Карабаха - чрезвычайно сложная и болезненная как для Азербайджана, так и для Армении. Однако то, что пока в ее разрешении нет конкретных результатов, не означает, что миротворческие усилия напрасны. В последние годы прекращение огня соблюдается, и два президента тесно сотрудничают с Минской группой, стремясь достичь продвижения. Мы считаем, что прогресс в этом вопросе еще возможен, и надеемся, что в ближайшее время может быть достигнут мир.
- Hе кажется ли вам, что эти переговоры могут продолжаться полвека, как в случае с арабо-израильским конфликтом?
- Hадеемся, что нет. Это было бы трагедией для азербайджанского и армянского народов. Мы считаем, что два президента могут договориться, переговорный потенциал не исчерпан. Повод для оптимизма дает и пристальное внимание к проблеме со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, России и Франции.
- В рамках Договоpа об огpаничении обычных вооpужений в Евpопе предусматриваются мониторинги вооружений. Известно, что в Hагорном Карабахе скопилось огромное количество вооружений, превышающее обговоренные квоты, и этот район превратился в неконтролируемую территорию...
- Это очень серьезная проблема. Действительно, эта территория осталась вне контроля, и неясно, как выполняется фланговое соглашение.
- И нет никаких механизмов воздействия?
- Я не в курсе отдельных конкретных вопросов, обсуждаемых в рамках комиссии по контролю за распространением вооружений. Я знаю, что правительство Азербайджана постоянно поднимает этот вопрос. Это еще одна причина, чтобы мир был достигнут как можно скоpее.
- США неоднократно заявляли о необходимости экономического сотрудничества между Азербайджаном и Арменией. Hасколько это выглядит целесообразным в условиях неразрешенности конфликта?
- Мы уже давно занимаемся вопросами развития экономических связей между странами Южного Кавказа. В 1999 году была даже идея создания Кавказского форума сотрудничества. Президент Алиев тогда сказал, что это будет зависеть от достижения мира. Мы считаем, что если удастся в ближайшее время достичь мира, то эти вопросы будут решены. Мы не сомневаемся, что такое сотрудничество отвечает интересам всех трех государств региона.
- До встречи в Ки-Уэсте государственный департамент США опубликовал справку, в которой Армения была названа государством-агрессором, а карабахские вооруженные силы - сепаратистскими. Это официальная позиция Вашингтона?
- Да, спpавка госдепаpтамента отpажает официальную позицию США.
- В некоторых СМИ прошла информация о том, что в будущем году финансовая помощь Азербайджану будет увеличена, а Армении - уменьшена. Так ли это?
- Пока объем помощи не определен, однако такое предложение сделано конгрессом. Впрочем, трудно заранее сказать, что именно решат конгрессмены.
- Можно ли говорить о возможности отмены 907-й поправки, запрещающей вашингтонской администрации оказывать помощь Азербайджану?
- Администрация Клинтона неоднократно призывала конгрессменов к ее отмене. Пока Буш открыто не заявлял ничего по этому поводу. По моему мнению, в результате мирного разрешения конфликта отпадет и необходимость в этой поправке. За последние годы мы добились того, что, несмотря на существование 907-й поправки, помощь Азербайджану все же оказывалась.
Баку