БЕЛОРУССИЯ в ближайшее время может стать еще более закрытым обществом. К такому выводу невольно подталкивают события, происшедшие в республике 8 и 9 мая. В 21 час по местному времени (22.00 по московскому) внезапно была прервана трансляция российских телеканалов ОРТ, РТР, НТВ. Некоторые из них вели прямую трансляцию праздничного концерта, посвященного Дню Победы. Вместо этого на всех каналах появилась местная информационная программа, в которой рассказывалось о ходе празднования в республике. Белорусское телевидение транслировало свои передачи по всем каналам до окончания вещания в этот день. И о том, как отметили великий праздник в мире и в братской России, белорусские телезрители не узнали. А ведь многие из них, в том числе и ветераны, имели слабую надежду увидеть хотя бы на экране лицо друга-фронтовика. Да и вообще им хотелось бы знать, как в России чествуют тех, кто, пройдя через 1418 дней и ночей военного лихолетья, завоевал Победу. Люди помоложе, переключая каналы и видя одну и ту же картинку на экране своих телеприемников, приходили в ужас от сознания того, что можно в одночасье, с подачи, безусловно, очень высокого республиканского начальства, оказаться в информационном вакууме.
9 мая демонстрация программы республиканского телевидения на всех российских каналах, которые вещают на Белоруссию, была продолжена - несмотря на то что в Москве начался парад, выступал президент Российской Федерации Владимир Путин. Все это смогли увидеть только те, кто имеет спутниковую "тарелку". К сожалению, таких в республике очень немного. Кстати, следует заметить, что в Белоруссии традиционный военный парад 9 мая был отменен. Многие в республике обратили внимание и на такой немаловажный факт, как упоминание только в конце информационной телепрограммы о поздравлении Владимира Путина белорусскому народу. Хотя прислано оно было накануне. Взбудораженные граждане начали звонить во все инстанции. Накалились телефоны и в редакциях Белорусского телевидения. Однако всем было понятно, что самостоятельно решение об отключении российских телеканалов здесь принять не могли.
Вскоре журналисты нашли автора идеи отключения. Им оказался первый заместитель главы администрации президента Владимир Заметалин. Он прокомментировал происходящее как "временную реализацию суверенитета республики". Официальные власти показали, на что они способны. И, думается, сделали это не случайно. Да и время было выбрано точно - канун президентских выборов. Как известно, накануне было объявлено, что пятеро претендентов на высший пост в белорусском государстве по приглашению Фонда гласности должны были приехать в Москву, чтобы рассказать всем о том, что происходит в республике. На встречу были приглашены журналисты электронных и печатных СМИ. Понятно, что распространение такой информации было нежелательным - с точки зрения белорусских властей. Вот они и провели "репетицию". Действуя таким образом, власти предержащие показали, что кандидатам на должность президента, которые рассчитывали на поддержку российских электронных СМИ, на доведение таким способом своих программных целей до белорусского электората, рассчитывать на это не стоит. Один поворот рубильника - и они вне поля досягаемости граждан Белоруссии. А на всех каналах будет говорить один человек - нынешний президент. Это должно убедить избирателей, что альтернативы действующему главе государства нет.
Хотели как лучше, а получилось как всегда. Так можно было бы прокомментировать создавшуюся ситуацию. Однако это слишком простое объяснение. Как и то, что, по словам самого Александра Лукашенко, было совершено очередное головотяпство. Похоже, что команда белорусского лидера начала в открытую играть против "батьки". Иначе не предприняла бы шагов, о которых мы рассказали. А впрочем, стоит ли удивляться? Президент Белоруссии собрал вокруг себя большинство тех, кто провалил с треском избирательную кампанию экс-премьера Вячеслава Кебича на выборах первого президента в 1994 году. Судите сами: Михаил Мясникович, нынешний глава администрации, ранее возглавлял предвыборный штаб Кебича. Владимир Заметалин, первый заместитель главы администрации в настоящее время, в недавнем прошлом был главным идеологом избирательной кампании премьера Кебича. Примеров можно привести немало. И все они говорят о том, что таких людей можно считать соратниками лишь до первого серьезного испытания. Если же оно будет проиграно, останется только говорить о том, что они не оправдали высокого доверия. Но это будет слабое утешение.
Минск