-КАК ВЫ, политик, активно занимающийся российско-азербайджанскими взаимоотношениями, расцениваете визит президента России Владимира Путина в Азербайджан?
- Если говорить в целом о визите российского президента в Азербайджан, то его можно квалифицировать как весьма успешный как для нашей республики, так и для России. Я бы даже назвал его историческим, так как это первый визит главы такой великой державы, как Россия, в независимый, суверенный Азербайджан. По моему мнению, очень показательно, что первый визит Владимира Путина в новом тысячелетии состоялся именно в Баку, в особенности, если учесть, что обычно все визиты осуществляются по Закавказью в целом, а не в отдельности. Не ошибусь, если скажу, что это знак особого уважения, особого отношения к нашей стране, к нашему народу, к нашему президенту. Даже азербайджанская оппозиция считает визит Путина в Азербайджан очень важным и ответственным событием для обеих стран. Это не только новый виток в отношениях, это - начало новой эры двусторонних отношений. Впервые за многие годы с российской стороны ощущались непринужденность, открытость, доверие.
- Можно ли, по-вашему, расценивать визит Путина как отход от однобокого отношения к Армении и начало сбалансированной политики по отношению к Азербайджану?
- Я не могу сегодня однозначно говорить об однобокости российской политики, так как очень много проблем связано с историческим прошлым. В ходе этого визита азербайджанская сторона не хотела заострять внимание на неприятных моментах, касающихся последнего десятилетия. Хотя мы не забыли о трагических событиях 20 января 1990 года, оккупация азербайджанской территории с помощью российского 336-го полка, тайные поставки вооружений и тяжелой техники в Армению на сумму более 1,5 миллиарда долларов и т.д. Эти моменты мешали взаимному доверию. Но на сегодняшний день можно говорить о смене настроений в целом. По выступлениям Путина в ходе визита ощущалось, что Россия действительно заинтересована в урегулировании конфликтов на Кавказе и добивается мира и безопасности в регионе. Мы почувствовали, что Россия намеревается решать эти проблемы и на двустороннем уровне, и в рамках СНГ, и в рамках "кавказской четверки".
- Говоря о карабахском урегулировании, Владимир Путин заявил, что Россия ожидает решения проблемы самими конфликтующими сторонами, Москва же примет любое решение и выступит гарантом. Не означает ли это, что Россия не будет участвовать в этом процессе так активно, как этого ждут в Баку?
- Безусловно, сами стороны должны принять компромиссное решение и вести переговорный процесс, в ходе которого рассматриваются все варианты возможного примирения. Много надежд связано с прямыми переговорами между Алиевым и Кочаряном, но и Москва выражает заинтересованность в этом вопросе, поскольку он является постоянным предметом переговоров между Алиевым и Путиным. Я считаю, что этим визитом Москва дала понять Еревану, что теперь она не будет его поддерживать. Российский президент прямо заявил о сбалансированной политике по отношению к обоим государствам. Более того, я уверен, что Путин в ходе этого визита не мог бы сделать и сказать больше того, что он сделал и сказал. Его слова о решении всех проблем на основе международных принципов, соблюдения территориальной целостности и неприкосновенности границ много значат. Россия является нашим ближайшим соседом, Россия всегда присутствовала в Азербайджане, множество азербайджанцев живет в России, русские проживают в Азербайджане. Нетрудно понять, какая это поддержка для всех.
- На какой стадии находятся переговоры по Габалинской РЛС? Почему не удалось достичь взаимопонимания по этому вопросу?
- Дело в том, что многие СМИ и оппозиционные силы спекулируют на этом вопросе. Даже накануне визита Путина некоторые оппозиционные партии стали делать заявления о необходимости закрытия станции из-за экологической нецелесообразности. Они даже не удосужились разобраться в данной проблеме. На самом деле этот вопрос является постоянным предметом обсуждений. Более того, принято решение о создании двусторонней российско-азербайджанской комиссии по изучению отрицательного влияния этой станции на окружающую среду. И только по результатам работы комиссии можно будет говорить о целесообразности закрытия станции. Президент Гейдар Алиев, понимая всю сложность этого вопроса, оттянул его решение именно исходя из национальных интересов. А определение статуса РЛС будет возможным только по окончании работы комиссии. Между прочим, эта станция строилась с учетом нулевого воздействия магнитного поля на окружающую среду, и у нее имеется экологический паспорт. Но возможно, что с 85-го года, с начала ее эксплуатации, произошли какие-то изменения. И это требует уточнения. Однако специалисты, с которыми приходилось общаться, утверждают, что РЛС не несет угрозы для окружающей среды и человеческого организма. По этой причине для окончательного решения вопроса необходимо заключение комиссии.
- Но ведь вопрос о РЛС имеет политическую подоплеку. Как будет определяться статус этого объекта?
- Если обнаружится, что объект не приносит вреда, то статус будет непременно определен. И нет разницы как его называть - военным или гражданским. Габалинская РЛС является государственной собственностью Азербайджана, и это признает Россия. Как она будет называться в дальнейшем, не имеет никакого значения. После заключения комиссии можно будет говорить о статусе РЛС и решать, оставить ли ее, технически перевооружив для ликвидации существующих угроз, или закрыть. Однако напомню, что министр обороны России Игорь Сергеев заявляет, что этот объект имеет экологический паспорт и комиссия будет изучать все аспекты вопроса. В крайнем случае можно будет привлечь независимых экспертов. Что касается эксплуатации этого объекта, то с 1997 года по сей день правительство России выплатило Азербайджану около 40 миллионов долларов за использование электроэнергии. И осталось должно за три месяца 1,5 миллиона долларов.
- А за аренду Россия не платит ничего?
- Для того, чтобы Россия платила за аренду, необходим арендный договор, а такого пока нет.
- Каковы, по-вашему, экономические итоги визита главы России?
- Я считаю, что с точки зрения развития торгово-экономических отношений подписаны очень важные документы. В частности, межправительственное соглашение о взаимопонимании в области налоговых сборов. Согласно этому соглашению стороны отказываются от практики двойного налогообложения, а также достигнуты договоренности об изымании косвенных налогов, то есть акцизов и налогов на добавленную стоимость. С января 2001 года благодаря этим переменам должны произойти серьезные изменения в торговых отношениях между Россией и Азербайджаном.
Подписанные межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении также снимают множество проблем. Согласно документу определено количество автомобилей, квоты их проезда с обеих сторон. Автомобильное сообщение сверх лимита будет облагаться необходимыми налогами. Я считаю, что процедуры торгово-экономического сотрудничества намного упрощены и облегчены. Уже сейчас можно прогнозировать, что при таком положении дел товарооборот на следующий год составит не 330 миллионов долларов, как сегодня, а миллиард. Помимо этого в скором времени должен найти свое решение вопрос о полноценном открытии для азербайджанских судов Волго-Донского канала, так как пока азербайджанские суда проходят по нему по специальному разрешению. Российская сторона обещала урегулировать этот вопрос в ближайшее время.
- В каких сферах Россия хотела бы конкретно сотрудничать с Азербайджаном в экономической области?
- В настоящее время азербайджанская сторона готовит программу сотрудничества с Россией исходя из высказываний и пожеланий Владимира Путина. В частности, Россия заинтересована в сотрудничестве в топливно-энергетическом комплексе, в участии российских предприятий в инвестиционных проектах, в подключении деловых кругов обоих государств к работе межгосударственной экономической комиссии. Предполагается участие в реализации программ по судостроению, продолжение работы межгосударственной комиссии по демаркации границ, торгово-экономическое сотрудничество Азербайджана с регионами России, подготовка торгово-экономических соглашений между приграничными районами, а также соглашений в области культуры. Предстоит очень многое сделать, но главное - есть воля государств, народов, создана юридическая и правовая база сотрудничества. Хочу особо отметить, что в отличие от других высокопоставленных руководителей, посещавших с визитами нашу страну, именно Владимир Путин уделил более чем подробное внимание вопросам торгово-экономических отношений между двумя государствами и предложил конкретные пути их решения.
Баку