В киргизском городе-курорте Чолпон-Ате завершилось заседание Совета министров внутренних дел стран СНГ, в ходе которого были рассмотрены вопросы взаимодействия правоохранительных органов стран Содружества в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков. Руководители правоохранительных ведомств также обсудили проект декларации о совместных действиях и утвердили программу деятельности на период с 2000 по 2002 год.
Одним из главных вопросов саммита министров внутренних дел стало положение в Киргизии и Узбекистане. Премьер-министр Киргизии Амангельды Муралиев в ходе заседания заявил, что события, развернувшиеся в центральноазиатских странах и Чечне, являются звеньями одной цепи. Он считает, что вторгшиеся в регион боевики управляются и финансируются из тех центров религиозного экстремизма, которые руководят действиями международных террористов на Северном Кавказе. По словам киргизского премьера, действующие на территории стран Содружества международные террористические центры оснащены по последнему слову техники и располагают крупными финансовыми средствами и людскими ресурсами.
Несмотря на то что в последние дни в приграничных районах Киргизии наступило временное затишье, заместитель министра обороны генерал-майор Нуридин Чомоев заявил в Бишкеке депутатам парламента, что по имеющейся информации боевики Исламского движения Узбекистана в ближайшее время намерены вновь вторгнуться на территорию республики. По его словам, в Таджикистане к этому готовятся до 900 боевиков. Чомоев также отметил, что скорее всего боевики будут активно пытаться проникнуть на территорию Киргизии до конца октября - начала ноября, пока остаются проходимыми перевалы на киргизско-таджикской границе.
Пресс-секретарь президента Осмонакун Ибраимов также заявляет, что боевики проникают в Киргизию с территории соседнего Таджикистана и руководство этой республики не способно уничтожить их базы на своей территории.
Между тем официальный Душанбе не раз опровергал сообщения о том, что вторгшиеся на юг Киргизии отряды под руководством Джумы Намонгани базируются на территории Таджикистана. Кстати, в Таджикистане имеется "своя головная боль". На востоке республики расположены базы другого полевого командира - Мулло Абдулло, который, несмотря на многочисленные обещания, так и не пожелал интегрироваться в правительственные силовые структуры. Во время гражданской войны Мулло Абдулло и его боевики входили в состав вооруженных формирований Объединенной таджикской оппозиции, в которой роль лидера принадлежала Партии исламского возрождения. Более того, еще в прошлом году боевики Намонгани были почетными гостями Мулло Абдулло. И тогда правительство Таджикистана неоднократно заявляло, что Намонгани под давлением властей ушел с территории республики. На самом деле отряды Намонгани оставались все это время в горных районах Таджикистана.
И вот теперь под давлением соседей власти республики вынуждены были начать операцию по нейтрализации и уничтожению незаконных вооруженных формирований на востоке страны. А это привело к тому, что ситуация в Таджикистане обостряется с каждым днем. Несмотря на то, что власти заявляют о заключительном этапе операции по вытеснению боевиков, руководство Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) сообщает, что обе стороны несут значительные потери.
Об окончании операции по ликвидации международных террористов не раз заявляли и власти Узбекистана. Тем не менее сегодня никто не может гарантировать, что зачистки привели к желаемому результату, и в труднодоступной Сурхандарьинской области с боевиками действительно покончено. Не исключено, что до начала зимы или весной будущего года Ташкент вновь станет объектом очередного наступления фундаменталистов.
Очередная дестабилизация ситуации тем более вероятна, что в соседнем Афганистане силы северного альянса несут ощутимые поражения от наступающих талибов. Это значит, падение Тулукана, основной базы Ахмад Шаха Масуда, может стать причиной постепенного вытеснения его сил в Таджикистан. Это само по себе неизбежно еще более накалит обстановку в стране. Кроме того, поражение Масуда даст "Талибану" возможность расширить поддержку всем оппозиционерам в странах Центральной Азии.
Эти обстоятельства, несомненно, хорошо понимают в Москве и Пекине, и можно с уверенностью предположить, что как Россия, так и Китай постараются расширить военно-техническую помощь странам региона. Другой вопрос, насколько это способно спасти ситуацию.