Знает ли что-либо о судьбе оператора ОРТ Дмитрия Завадского гендиректор телекомпании Константин Эрнст?
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
О БЕЛОРУССКОМ Марше свободы, который состоялся в октябре прошлого года, наслышаны многие. Молва о событиях 17 октября пошла по всему миру не потому, что 6 манифестация собрала рекордное число участников или они добились своими действиями радикальных изменений в жизни страны. В тот день зрители всего мира увидели на телеэкранах кадры из Белоруссии, где демонстранты разбирали мостовые и бросали "орудия пролетариата" в милиционеров. Было несколько десятков раненых как с одной, так и с другой стороны. Через несколько дней то, что произошло в Минске, затмили другие события. Но примерно через четыре месяца вновь заговорили о Марше свободы, а поводом послужило открытое письмо старшего лейтенанта милиции Олега Батурина, опубликованное в оппозиционной газете "Народная воля". В нем старший инспектор главного управления кадров МВД республики призывал своих коллег-офицеров "подавить в себе раба" и не служить "антинародному режиму".
Однако главное было не в этом. Олег Батурин рассказал в письме о некоторых деталях подготовки милиции к Маршу свободы: их накануне инструктировали вести себя вседозволенно, ибо любые действия будут оправданны. Несколько десятков милиционеров, по словам Олега Батурина, переодетые в штатское, внедрились в первые шеренги участников марша и выкрикивали провокационные антиправительственные лозунги. Была еще одна деталь в том письме, которая многих заставила по-иному посмотреть на стражей порядка. По утверждению Олега Батурина, милиционеры получили по рации приказ начальства специально оттеснять участников Марша свободы на ту улицу, где лежала завезенная накануне для ремонта тротуарная плитка, и переодетые в штатское провокаторы первыми начали бросать камни в своих же коллег-милиционеров, до конца исполняя порученную им роль.
Естественно, такие откровения оказались подобны разорвавшейся бомбе, несмотря на то что после события прошло четыре месяца. Оппозиция получила в свои руки якобы прямые доказательства того, что столкновения и потасовка были спровоцированы сотрудниками МВД, а руководство силового ведомства - оплеуху, причем публично... Оно, естественно, бросилось искать предателя, а его и след простыл. Батурин не вышел на работу ни через день, ни через два. А подал голос чуть позже из Варшавы, куда заблаговременно съехал вместе с любимой девушкой и братом. (Подозревают, что к отъезду были причастны посольства некоторых западных государств в Минске, но прямых подтверждений этому нет до сих пор.) Олег Батурин оказался в лагере для беженцев под Варшавой, попросил политическое убежище в этой стране.
На пресс-конференции, состоявшейся в столице Белоруссии, высокопоставленный генерал МВД назвал опубликованное письмо враньем и клеветой на коллег. Ничего подобного не происходило, подчеркивал он. И далее утверждал, что старший лейтенант Олег Батурин никогда не участвовал в поддержании порядка во время проведения подобных Маршу свободы мероприятиях.
Журналистов не очень убедили слова генерала МВД. И тогда руководство силового ведомства начинает собирать подписи бывших сослуживцев офицера-отступника под документом, что якобы Олег Батурин - психически нездоровый человек. Хотели получить подпись под таким документом и брата Батурина Михаила, но он отказался, за что, по его словам, был избит. Возникает резонный вопрос: для чего офицера, страдающего расстройством психики, пригласили работать из районного управления внутренних дел в центральный аппарат МВД?..
Прошло несколько месяцев, и в Белоруссии стали забывать об офицере милиции Батурине, наделавшем столько шума своими откровениями. Интерес к его персоне изредка проявляла оппозиционная пресса, которая рассказала своим читателям, что новый беженец в Варшаве никому не нужен, живет в лагере весьма скромно, не может даже выехать в столицу государства, потому что на карманные расходы ему дают сущий пустяк. Но часто по телефону кто-то на родном языке ему очень откровенно угрожает, что вернется он домой непременно, только в цинковом гробу. Вывод тут напрашивался один - это происки спецслужб, которые готовятся доставить его в Минск и посадить или уничтожить.
В конце прошлой недели белорусская редакция Радио "Свобода" забила тревогу: Олег Батурин пропал в варшавском магазине, куда зашел за покупками, и кто-то из родственников, прождав его у входа некоторое время, обратился в полицию с заявлением о пропаже. Вывод вновь напрашивался один - белорусские спецслужбы добились своего...
В тот день еще никто не знал, что посол США в Белоруссии Дэниел Спекхард поздно вечером в четверг позвонил в белорусское внешнеполитическое ведомство и попросил принять его по срочному делу. А тем временем события развивались покруче, чем в детективном фильме. Журналистам белорусского телевидения первым сообщили компетентные органы, что Олег Батурин вернулся в столицу Белоруссии, и они с шести утра уже вели переговоры с представителями американского посольства в Минске об интервью с ним. Бывший офицер МВД, очевидно, по подсказке своих американских друзей согласился сказать перед видеокамерой только одну фразу: "То, что прозвучало на Радио "Свобода", - неправда. Я никогда не говорил, что меня похитили белорусские спецслужбы". По-видимому, ранее в МИД Белоруссии требовали от перебежчика именно такого признания в обмен на разрешение беспрепятственно пересечь белорусско-польскую границу в обратном направлении. Причем Батурина согласился доставить до Варшавы лично Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Белоруссии Дэниел Спекхард.
В истории с побегом в Польшу, возвращением в Минск и отъездом в Варшаву слишком много белых пятен. Во-первых, возникает вопрос, через какую границу - польско-белорусскую или литовско-белорусскую - Олег Батурин вернулся в Минск? Во-вторых, удивляет, что он не был арестован прямо на границе, если, как утверждает, на поезде пересек ее. Большинство наблюдателей не сомневаются, что пограничникам была дана ориентировка, как действовать, если Олег Батурин попробует вернуться. В-третьих, нет ответа на вопрос, зачем он приезжал в столицу республики (доподлинно известно, что с родителями и друзьями он не встречался). Скорее всего здесь были задействованы спецслужбы, но явно не белорусские. К уже названным вопросам можно добавить еще несколько, например, как ему удалось проникнуть в американское посольство, которое охраняется очень тщательно и даже записавшийся предварительно на прием проходит унизительную процедуру многочисленных проверок и досмотров...
Первым отреагировал на похищение и возвращение Олега Батурина Центр общественных связей КГБ Белоруссии. В его заявлении говорится, что ситуация с Батуриным - еще один пример того, каким образом определенными кругами в стране и за ее пределами предпринимаются попытки накалить социально-политическую обстановку в республике. Причем в причастности к исчезновениям обвиняются белорусские власти и спецслужбы. Акцентируя внимание общественности на случаях с Ю. Захаренко, В. Гончаром, Д. Завадским, а теперь и с О. Батуриным, организаторы этих шумных кампаний в то же время умалчивают о "пропаже" Т. Винниковой, которая потом обнаружилась в Великобритании.
КГБ республики выразил готовность провести тщательное расследование всех эпизодов вокруг ситуации с Олегом Батуриным и сотрудничать в этом деле со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями США и Польши.
Необычно гневен и суров был президент Белоруссии Александр Лукашенко, когда комментировал журналистам события, о которых идет речь. Глава белорусского государства назвал все это провалом спецслужб, которые работают против республики, и добавил: "Слава богу, что операция провалилась и человек нашелся. Теперь многие поймут, какую игру ведут против Белоруссии спецслужбы некоторых государств..."
Александр Лукашенко сообщил и о новых подробностях с похищением оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Оказывается, руководству телеканала звонили неизвестные и предлагали освободить оператора ОРТ за энную сумму в конвертируемой валюте. Эти факты ему сообщили министр МВД и генеральный прокурор России. По какой причине эту информацию утаивает от общественности руководство первого российского канала, Александр Лукашенко понять никак не может...
Все, что происходит в Белоруссии в последнее время с похищением людей, а потом внезапным их появлением (Тамара Винникова и Олег Батурин тому подтверждение), невольно наводит на мысль, что на добровольной пропаже, а потом обвинении в этом белорусских спецслужб можно неплохо подзаработать. И в политическом смысле, и в экономическом. Вот только откуда на это берутся деньги, пока остается загадкой.
Минск