ПРЕЗИДЕНТ Турции Ахмет Сезер не примет участия в открывающемся сегодня в Тегеране саммите Организации экономического сотрудничества. Свое решение глава Турецкой Республики объяснил "занятостью и неожиданными планами". Однако, как считает большинство экспертов, такое развитие ситуации свидетельствует о фактической победе радикально настроенных турецких политиков и государственных деятелей, которые изначально выступали против участия турецкого президента на тегеранской встрече. Симптоматично, что Ахмет Сезер проигнорировал соответствующие рекомендации внешнеполитического ведомства страны, считающего нецелесообразным самоограничение роли и влияния официальной Анкары в ОЭС, охватывающей весь Кавказско-Центральноазиатский супрарегион (членами этой организации являются Турция, Иран, Пакистан, Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан).
Как и прогнозировала "НГ", сегодняшний саммит ОЭС при любом решении президента Турции обернется серьезной внешнеполитической победой Тегерана и провалом региональной политики Анкары. Последняя на саммите будет представлена на уровне госминистра Мехмета Кечечилера, которому вряд ли удастся "вести себя на равных" с прибывшими в Тегеран главами государств, большинство которых, кстати, сопровождают главы правительств и внешнеполитических ведомств. Очевидно, что этим обстоятельством не могла не воспользоваться иранская сторона. Так, на состоявшейся в преддверии саммита встрече министров иностранных дел ОЭС был парафирован ряд соглашений, который, кстати, представляет немаловажный интерес для всех прикаспийских стран и региональных государств - экспортеров энергоресурсов, в том числе и России. По словам министра иностранных дел Исламской Республики Иран Камала Харрази, стороны достигли взаимопонимания в планах разработки крупномасштабного проекта по координации и реализации программ по транспортировке и взаимообмену углеводородных энергоресурсов между членами ОЭС.
Триумфом иранской дипломатии стало громогласное заявление о том, что "территория Ирана - это наилучший, наикратчайший и самый выгодный маршрут для транспортировки газа и нефти во всем регионе ОЭС". Согласно сообщению агентства ИРНА, это заявление иранской стороны не встретило какой-либо реакции, что было сразу же интерпретировано местными наблюдателями как провал турецко-азербайджанского проекта "Баку-Джейхан", который активно лоббируют Соединенные Штаты. Еще более значимым и амбициозным стало заявление Харрази о том, что Иран сегодня в состоянии перерабатывать весь объем "сырой" нефти, добываемой в странах ОЭС, и обеспечить его транзит как на западные рынки, так и в регион Персидского залива. Похоже, Иран пытается заполучить максимум выгоды от проходящего в своей столице саммита и как минимум завоевать себе имидж мощной и влиятельной региональной державы.
По убеждению экспертов, такое поведение иранской стороны лишний раз свидетельствует, что решение президента Турции Ахмета Сезера не участвовать в саммите ОЭС было неверным и никак не может способствовать защите геополитических и геоэкономических интересов Анкары.