МИНИСТЕРСТВО иностранных дел Турции не склонно расценивать недавний визит президента России Владимира Путина в Туркмению как результативный. По мнению Анкары, эта поездка вряд ли изменит сложившуюся в регионе геополитическую ситуацию. Об этом сообщает авторитетный источник в турецком внешнеполитическом ведомстве. Дипломаты в Анкаре, комментируя переговоры российского президента в Ашхабаде, полагают, что "Путин вернулся из региона с пустыми руками". Подобное мнение сложилось в связи с тем, что президент Сапармурат Ниязов отказался подписать проект договора об энергетическом сотрудничестве России и Туркмении, над которым российские дипломаты работали последние шесть месяцев.
По мнению анкарской газеты "Тюркиш дейли ньюс", неуступчивость Туркменбаши свидетельствует об успехе проводимого Турцией внешнеполитического курса в отношении Ашхабада и Центральноазиатского региона в целом. "Транскаспийский проект остается в силе, и Турция начнет получать 16 млрд. кубометров туркменского газа уже в начале 2002 г.", - заверил источник в турецком МИДе. По этой информации, попытки России склонить на свою сторону Туркмению еще более активизировали стремление Соединенных Штатов укрепить и расширить свои позиции в Центральной Азии. Имеются данные, что администрация Клинтона намерена смягчить свое отношение к Туркмении и принять некоторые условия президента Ниязова, связанные с подходами к реализации Транскаспийского проекта.
В то же время следует отметить, что лучезарный оптимизм турецких дипломатов не разделяется большинством местных политиков и экспертов. Наблюдатели в Анкаре считают, что хотя один визит не может внести кардинальных изменений в геополитическую и геоэкономическую ситуацию в Центральной Азии, общая тенденция усиления позиций России в этом регионе становится все более очевидной. Многие в Анкаре убеждены, что Москва ведет политику возвращения бывших сателлитов под свой непосредственный контроль и ограничения влияния внешних сил на постсоветское пространство в целом.
Иной позиции придерживается большинство западных аналитиков, которые считают, что в настоящий момент Вашингтон сам склонен несколько ограничить собственное участие в некоторых процессах в Кавказском и Центральноазиатском регионах. Считается, что американцы якобы "разочаровались в проблематичных государствах региона", который при ближайшем рассмотрении не представляет стратегического интереса для США. Это, однако, не свидетельствует о намерении Вашингтона полностью свернуть здесь свое влияние. Сегодня, как полагают многие аналитики в американской столице, США предпочитают воздействовать на развитие процессов в Центральной Азии, равно как и на Южном Кавказе, посредством более серьезных и мощных региональных игроков, в частности Турции и России.