ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ведомства России, Армении, Азербайджана и Грузии проводят консультации на предмет организации в конце апреля - начале мая встречи министров иностранных дел "кавказской четверки". Соответствующее послание, в частности, уже направлено министром иностранных дел РФ закавказским коллегам. Предполагается, что одним из ключевых направлений этих переговоров станет предложение о формировании общерегиональной системы безопасности на Кавказе. Отметим, что этот вопрос фигурирует также в повестке двустороннего диалога между российским и турецким внешнеполитическими ведомствами.
Выдвинутая Ереваном концепция формирования на Большом Кавказе региональной системы безопасности, далее подхваченная и представленная Баку, Анкарой и Тбилиси как предложение о подписании "Пакта стабильности и безопасности на Кавказе", ныне вновь становится актуальным вопросом внешней политики всех заинтересованных сторон. К последним кроме государств Южного Кавказа относятся Россия, Иран, Турция, США и Евросоюз. Однако безусловным лидером в продвижении данной идеи сегодня выступает Анкара, видящая в реализации этой концепции возможность укрепления своих позиций во всем Кавказско-Центральноазиатском регионе, тем более что у нее уже есть опыт организации подобных региональных структур.
Реально оценивая хотя и ослабевшее, но все еще достаточно ощутимое российское присутствие в Закавказье и прекрасно осознавая бесперспективность планов по полному вытеснению России из региона, Турция на данном этапе готова ограничиться "нейтрализацией" влияния Москвы или же созданием надежного противовеса. Необходимо подчеркнуть, что фактически идентичные предложения Анкары, Тбилиси и Баку по общекавказской системе безопасности прежде всего исключают внешнее военное присутствие в закавказских республиках, то есть фактически подразумевают вывод российских баз из Армении. Это, естественно, противоречит интересам России, официальные представители которой неоднократно заявляли в последнее время, что российские военные не собираются уходить с армянской территории. Более того, Москва сегодня вновь намерена поднять вопрос о необходимости установления совместной системы ПВО в Закавказье, из которой, напомним, вышли Азербайджан и Грузия. Согласно информации ИТАР-ТАСС, председатель комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Николаев выступил с заявлением, в котором подтверждается заинтересованность России "вернуть" Азербайджан и Грузию в единую систему ПВО на Кавказе.
Примечательно, что одной из ключевых проблем в процессе обсуждения концепции формирования общекавказской системы безопасности являются отсутствие дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой и проводимая Турцией сухопутная блокада Армении. Эта проблематика ныне фигурирует и в двустороннем диалоге между российским и турецким внешнеполитическими ведомствами. Примечательно, что армяно-турецкие отношения, являясь важным геополитическим фактором в регионе, составляют одно из осевых направлений внешнеполитического курса США в регионе. Вашингтон крайне заинтересован в деблокировании армяно-турецкой границы и рассматривает вопрос нормализации армяно-турецких отношений как возможность ослабления влияния России в Армении и уменьшения зависимости Еревана от Москвы в сферах обеспечения обороны и безопасности армянского государства. В то же время, по убеждению большинства экспертов, разблокирование армяно-турецкой границы и установление дипотношений между двумя соседними государствами противоречат интересам России и рассматриваются Москвой как крайне нежелательное развитие геополитических процессов. Такую идею, в частности, в беседе с корреспондентом "НГ" высказал известный российский ученый, руководитель отдела Кавказа Института этнологии РАН академик Сергей Арутюнов.
Неоднозначной в этом плане является позиция и самой Турции. С одной стороны, Анкара, исходя из своих военно-политических и чисто экономических интересов, в действительности заинтересована в нормализации отношений с Ереваном. В то же время жесткая позиция турецких властей в поддержку интересов Баку создала в Турции и Азербайджане определенное общественное мнение, идти против которого Анкаре сегодня более чем сложно. "Мы совершили очень непредусмотрительный шаг, когда отменили свое решение об открытии турецкого консульства в Ереване, принятое почти сразу после признания Турцией независимости всех трех закавказских республик. Тогда мы потеряли прекрасный шанс эффективного и почти безболезненного разрешения турецко-армянского противостояния", - сказал в беседе с корреспондентом "НГ" опытный турецкий дипломат, участвовавший в состоявшихся почти 10 лет назад закрытых переговорах по открытию официального представительства Турции в Армении. Переговоры потерпели фиаско из-за позиции турецкой стороны, отменившей в последний момент свое решение. Однако сегодня, похоже, официальная Анкара не исключает возможности вернуть свой "упущенный шанс". А сделать это удобнее всего в рамках предложения о подписании "Пакта о стабильности и безопасности на Кавказе", активнейшим сторонником которого называет себя президент Турецкой Республики Сулейман Демирель.