Ереван: снова замерло все до... Сменится ли наступившее затишье очередной политической бурей? Фото Бориса Кауфмана (НГ-фото) |
ВОПРЕКИ ожиданиям и прогнозам, пресс-конференция военного прокурора Армении Гагика Джангиряна о ходе следствия по делу о теракте в армянском парламенте не ознаменовалась никакими сенсационными заявлениями и несколько разрядила внутриполитическую ситуацию. Правда, по убеждению большинства местных наблюдателей, наступивший в Ереване штиль носит временный характер и противостояние между президентским и премьерским "блоками" может вновь обостриться. Это признается всеми политическими силами республики и ее высшим руководством, открыто заявляющим о негативном воздействии сложившейся ситуации на международный имидж и внешнюю политику Армении. Более того, внутривластная конфронтация стала поводом к резкой поляризации оппозиционных сил и неправительственных институтов республики, в том числе и СМИ.
Примечательно, что последний "обмен ультиматумами" между президентом Робертом Кочаряном и пропремьерским парламентским большинством фактически превратился в жаркий диспут относительно роли СМИ и защиты свободы слова в Армении вообще. Ряд пропрезидентских политических партий, а также Ассоциация политологов Армении (АПА) обвинили блок "Единство" в попытке оказать давление на средства массовой информации и даже ввести в стране цензуру. "Единственным завоеванием последних лет, которое никто не вправе ставить под сомнение, - говорится в заявлении АПА, - является свобода слова. Поскольку Армения еще не утратила это важнейшее завоевание, она может рассчитывать на достойное место в семье европейских государств. Его утрата грозит сделать нашу страну заложницей красно-коричневых сил, стремящихся по примеру Северной Кореи или Ирака превратить собственных граждан в зомбированных официальной пропагандой изгоев. Солдафонам, тоскующим по Главлиту, следует понять, что ни мировое сообщество, ни наш стратегический союзник - Россия, сделавшая свой окончательный выбор в пользу свободы и демократии, не потерпят существования в ареале европейской цивилизации новоявленного военного большевизма с криминальным лицом", - считают армянские политологи.
Далеко не лестными оказались и комментарии представителей ряда политических партий республики относительно так называемого ответного заявления президента Роберта Кочаряна, сделанного им в интервью Национальному телевидению. Так, согласно представителю Национально-демократического союза (НДС) Аршаку Садояну, армянские национал-демократы считают неприемлемым заявление президента Кочаряна о том, что глава государства не несет ответственности за деятельность правительства. "Занятая президентом позиция наблюдателя может привести к отрицательным результатам и усилению "чемоданных" настроений среди населения", - сказал Садоян. По убеждению национал-демократов, выход из сложившейся ситуации может быть найден посредством внесения изменений в Конституцию республики и усиления роли парламента. По информации агентства СНАРК, эту позицию НДС, в частности, поддерживают блок "Единство", Компартия и парламентская группа "Стабильность".
Однако примечательно, что в условиях высокого накала политической атмосферы и постоянно усиливающейся конфронтации обе стороны противостояния в Армении удостоили одинаково позитивной или, по крайней мере, нейтральной оценки последнюю пресс-конференцию руководителя военной прокуратуры. Так, представитель партии "Дашнакцутюн", поддерживающей президента Кочаряна, Ваан Ованисян назвал последние заявления Джангиряна "взвешенными и касающимися чисто юридических вопросов", а значит - не имеющими политической направленности. Аналогичной позиции придерживаются и силы, противостоящие президентскому блоку. Такая ситуация, по убеждению большинства наблюдателей, свидетельствует о том, что армянские военные и армия в целом остаются единственным гарантом стабильности в стране. Несмотря на наличие достаточно тесных связей между армейским генералитетом и руководством пропремьерского блока, вооруженные силы республики и, в частности, министр обороны Вагаршак Арутюнян продолжают играть нейтральную роль. Такая позиция армии в Ереване интерпретируется как свидетельство сдержанного и выжидательного отношения Москвы к внутриполитическим перипетиям в Ереване.
"НГ" уже писала, что возрастание внутривластной конфронтации в Армении еще более усиливает влияние так называемого российского фактора на внутреннюю и внешнюю политику официального Еревана. Считается, что Москва, а значит, и армянские военные в ближайшее время не откажутся от занятой ими нейтральной позиции. По крайней мере, такая ситуация сохранится до президентских выборов в России. Однако и в дальнейшем вряд ли следует ожидать резких изменений в этом направлении. Очевидно, что полная дестабилизация политической ситуации в Армении никак не соответствует региональным интересам России и, в частности, российского генералитета. Примечательно, что аналогичной позиции придерживается и Вашингтон, имеющий серьезные финансово-экономические рычаги воздействия на Ереван. США вряд ли желают установления политического хаоса в Армении, способного, кстати, поставить под вопрос реализацию всего комплекса региональных транспортно-энергетических проектов, лоббируемых Вашингтоном. Впрочем, трудно предсказать, сколь долго внешние факторы будут играть сдерживающую роль, поскольку достижение компромисса пока выглядит сомнительно.