Вооруженные силы продолжают оставаться важным гарантом в отношениях Армении с соседями. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
ЕРЕВАН не должен идти на реализацию проекта по строительству газопровода Армения-Иран и импортирование иранского "голубого топлива". С таким заявлением, согласно бакинскому информагентству "ТУРАН", выступил советник Министерства торговли США по торгово-экономическим отношениям со странами СНГ и Балтии Ян Калицки, находящийся ныне в рабочих поездках по Закавказью. Он, в частности, отметил, что Соединенные Штаты рассматривают возможность снабжения Армении газом с помощью Транскаспийского газопровода. Несмотря на то что сама реализация этого проекта сегодня оказалась под вопросом, а противоречия в этой связи между Туркменистаном и Азербайджаном стали еще более трудноразрешимыми, Вашингтон уже предложил Еревану проложить с территории Грузии ветку от еще несуществующего Транскаспийского газопровода в Армению. Иными словами, США в открытую заявили, что не намерены закрывать глаза на усиление геополитических и геоэкономических позиций Ирана в Армении, "предлагая" ей хотя бы декларативно присоединиться к спонсируемым Соединенными Штатами энергетическим проектам в Кавказско-Центральноазиатском регионе.
Примечательно, что этому заявлению представителя официального Вашингтона предшествовала декларация иранской стороны о ее готовности и решимости начать строительство газопровода в Армению в самое ближайшее время. Похоже, Ереван оказался под мощной атакой мирового гиганта США и регионального "тяжеловеса" Ирана. И это происходит в свете еще большего углубления американо-российского противостояния по вопросу приватизации электрораспределительных сетей Армении, ставшей очевидной проблемой, в которую вовлечены не только заинтересованные компании и армянское правительство, но и такие влиятельные структуры, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, РАО "Газпром". Беспрецедентной в этом случае является и позиция двух послов в Ереване - американского и российского, достаточно жестко и слишком открыто вмешивающихся в вопрос будущей приватизации. При данных обстоятельствах, скорее всего, следует говорить об общей "энергетической атаке" на Армению, оказавшуюся заложницей "великого противостояния" между США, Россией, Турцией и Ираном. Естественно, эта конфронтация никак не замыкается на одних энергетических интересах и охватывает исключительно все сферы геополитических и геоэкономических отношений на Большом Кавказе.
Трагические события 27 октября в парламенте Армении трактуются по-разному. Но в этом бесконечном поиске виновных и заинтересованных сил, как внутренних, так и внешних, порой недооценивается один архиважный факт. Теракт в Национальном собрании и последовавший за ним внутриполитический кризис в Армении кардинально ослабили позиции государства, сделав его еще более подверженным внешнему прессингу. А давление это нарастает со всех сторон. Знаковым событием недели в этом плане можно назвать подписание в Ереване межгосударственного протокола о передаче Арменией России на безвозмездной основе сроком на 25 лет недвижимого имущества и земельных участков, на которых дислоцирована 102-я российская военная база. Это стало документальным подтверждением усиления и без того мощного влияния России в Армении, которое, не являясь изначально негативным явлением, чревато, однако, достаточно серьезным противодействием со стороны остальных участников "большой кавказской игры", что в перспективе может еще больше усилить нежелательный и угрожающий прессинг на Ереван. Более того, по мнению ряда армянских наблюдателей, утрата баланса во внешнеполитических императивах Армении может превратить страну из закавказского партнера России в ее "региональный придаток", интересами которого можно и пожертвовать в целях "возвращения" в российское русло нефтебогатого Азербайджана. В данной ситуации основной мишенью всех внешнеполитических "сделок" опять-таки становится карабахская проблема - мощнейший фактор давления на Баку и Ереван, которым в той или иной мере пользуются и Москва, и Вашингтон, и Анкара, и Тегеран.
Опыт 1998 - начала 1999 г. показал, что подобная "мультивекторность" региональной ситуации и, в частности, различие позиций "тяжеловесов" по проблеме Нагорного Карабаха имеет также и ряд своих преимуществ для Армении. Ими, однако, можно воспользоваться только при условии сохранения принципа сбалансированности внешнеполитического курса Еревана и установления внутриполитической стабильности в стране. Иначе "атаку тяжеловесов" выдержать будет крайне сложно.
Ереван