ПОСЛЕДНИЕ вылазки ваххабитских боевиков в Ошской области Киргизии показали, что расползание воинствующего ислама по всей Центральной Азии приобретает необратимый характер. Причем некоторые факторы создают благоприятные условия для развития исламского экстремизма.
Во-первых, долгие годы мусульманские эмиссары из Саудовской Аравии и Ирана массово проникают в республики Центральной Азии. Эти эмиссары и их покровители, не встречая никаких серьезных препятствий со стороны властных структур, успешно распространяют различные сектантские идеологии, прежде всего ваххабитского толка, литературу религиозно-экстремистского характера, призывающую к свержению существующей власти и созданию исламского государства, щедро спонсируют строительство новых мечетей и религиозных учебных заведений, подкупают известных религиозных деятелей.
Во-вторых, после развала СССР было распущено единое Духовное управление мусульман Центральной Азии в Ташкенте, в результате сильно ослабли связи между духовными управлениями центральноазиатских республик. Это затрудняет координацию действий духовных управлений мусульман этих стран для успешной борьбы с сектантством ваххабитского толка, что создает угрозу не только для существующего конституционного строя, но и для исповедующих традиционный ислам. Последние события в Дагестане показали, что боевики-ваххабиты готовы воевать не только с представителями иных конфессий, но и со своими единоверцами - мусульманами.
В-третьих, прозрачность границ между республиками Центральной Азии создает благоприятные условия для передвижения исламских эмиссаров и экстремистов по территориям этих стран.
В-четвертых, отсутствует достаточная координация силовых структур государств региона для борьбы с религиозным экстремизмом. Только в условиях чрезвычайной ситуации, как это было в Баткенском районе Киргизии, когда ваххабиты захватили ряд населенных пунктов и несколько заложников, они объединяются, а после того как все общими усилиями налаживается, сразу вновь забывают о необходимости совместных действий для общей борьбы с международным экстремизмом.
В-пятых, исламские экстремисты в этих странах настолько укрепились, что они уже открыто используют религию в своих политических целях с намерением свергнуть конституционный строй и создать исламское государство. В результате безответственности правоохранительных органов центральноазиатских республик исламские экстремисты настолько укрепились, что бороться с ними становится все труднее с каждым днем. В этих странах на бурное развитие религиозного экстремизма долго смотрели сквозь пальцы, в итоге исламисты превратились в реальную угрозу для безопасности всего региона.
Исламские экстремисты достаточно сильно укрепились в Киргизии и Узбекистане. По данным Госкомитета по делам религий Узбекистана, на конец августа 1999 г. на территории этой республики зарегистрировано 1710 религиозных организаций. Среди них 1566 - исламские. 136 организаций относятся к другим религиозным конфессиям, в их числе Русская Православная Церковь (30 организаций), Корейская протестантская церковь (44), Церковь евангельских христиан-баптистов (16) и другие. В республике действуют девять средних духовных учебных заведений, в которых обучается около 1200 студентов. В Ташкенте также действует Высший институт ислама, который находится в ведении Управления мусульман Узбекистана, и здесь обучается 750 студентов. Кроме того, в сентябре этого года открыт Ташкентский исламский университет, созданный в соответствии с указом президента Узбекистана Ислама Каримова.
И в Киргизии мечети растут как грибы после дождя. После обретения Киргизией независимости в республике появилось более 1200 новых мечетей, из которых большая часть построена за счет зарубежных спонсорских средств. Как уже писала "НГ", на юге республики развернули достаточно активную деятельность местные ваххабитские проповедники из Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана и других мусульманских государств. Главная цель киргизских и узбекских ваххабитов - дестабилизировать ситуацию в регионе и добиться создания исламского государства в Ферганской долине. Группы исламских боевиков достаточно хорошо вооружены, имеют современные средства связи и проходят подготовку в центрах радикального ислама, расположенных в основном на территории Пакистана. В столицах центральноазиатских республик хорошо понимают, что борьба с радикальным исламом требует объединенных усилий в регионе. Между Россией, Узбекистаном и Таджикистаном ("тройственный союз") существуют договоренности о совместной борьбе против исламского фундаментализма. В то же время Киргизия и Казахстан не вошли в этот союз.
Кроме объединения совместных усилий, руководителям центральноазиатских республик следует искать поддержку и среди религиозных организаций не экстремистского толка в своих странах, потому что радикальный ислам создает серьезную угрозу не только существующим в регионе режимам, но и самим мусульманским организациям, относящимся к традиционному исламу. Они хорошо понимают, что ваххабиты, расправившись с нынешними режимами в этих республиках, начнут расправу и над мусульманами - сторонниками традиционного ислама. Ваххабизм, по сути, новая религия, созданная на базе раннего ислама - первой редакции Корана, направлен против всех новшеств, установленных пророком Мухаммедом и его последователями. Гражданская война в Афганистане показывает, что понятие ислама каждая вооруженная группировка, стремящаяся создать исламское государство в этой стране, воспринимает по-своему. Духовные управления мусульман Киргизии и Узбекистана выступают категорически против ваххабитских идей и создания исламского государства на основе принципов ваххабизма. Поэтому руководству как Узбекистана, так и Киргизии, где ваххабиты широко развернули свою деятельность, лучше было бы искать поддержку и среди самих мусульманских организаций, и прежде всего высших духовных управлений мусульман этих республик. Одним словом, искать поддержку среди мусульман и их организаций, исповедующих традиционный ислам, для борьбы с ваххабитскими сектантами.
В середине сентября этого года Совет улемов управления мусульман Узбекистана принял обращение ко всем мусульманам республики в связи с действиями религиозных экстремистов в Баткенском районе Киргизии. В обращении выражается глубокое сожаление по поводу того, что в последнее время "появились те, кто пытается в корыстных целях использовать святую и чистую исламскую религию". "Действия боевиков, осуществляемые под флагом исламской религии, полностью противоречат ее канонам", - подчеркивается в документе. В обращении также отмечается: "Мы не нуждаемся в эмиссарах, которые намерены создать у нас исламское государство, хотят научить нас совершать наши религиозные обряды, внедрить чуждые нам традиции".