0
1581
Газета СНГ Интернет-версия

31.08.1999 00:00:00

В Дагестане продолжается силовая операция


1 2

Само по себе "увольнение" Удугова, конечно же, не поставит его на грань голодной смерти, но общая тенденция более чем выразительна. Наступление на экстремизм развернулось и на информационном фронте. Удуговский сайт в Интернете со вчерашнего дня "прихлопнут по многочисленным просьбам россиян". Вместо привычной сводки новостей агентства "Кавказ-центр" теперь на пользователей всемирной Сети взирает портрет Михаила Лермонтова в берете спецназовца и с автоматом Калашникова в руках. Этот коллаж сопровождает пояснение, что "с сайтами террористов и убийц всегда будет так". Судя по всему, этот трюк - дело рук отнюдь не безымянных хакеров. За портретом Лермонтова кроется сноска на сайт ФСБ. В то же время доступ для удуговской пропаганды ограничен только в Москве и, может быть, других российских городах. В Махачкале на сайт "Кавказ-центра" можно попасть беспрепятственно.

Накануне событий в Буйнакском районе на вопросы "НГ" ответил бывший секретарь Совета безопасности Дагестана Магомед Толбоев.

- Была ли возможность избежать вооруженного конфликта в Дагестане?

- Его можно было предотвратить, если бы были предприняты профилактические меры политического характера. Можно было провести индивидуальную и коллективную работу. Индивидуально - с лидерами так называемых непримиримых группировок. Коллективно - с населенными пунктами, с так называемыми джамаатами. Например, в 1997 году было подписано соглашение между Советом безопасности Дагестана и известным исламским идеологом Ахмад-кады Ахтаевым, возглавлявшим общество в селении Кудали, где практически 90 процентов людей - последователи "чистого ислама". Письменно они подтвердили, что ничего не имеют против государственной власти и не будут навязывать свою веру силовыми методами. Основу дагестанского конфликта составляет непримиримость позиций сторон, попытки навязать свою идеологию силой, что ведет прямо к противоположному результату. Чечня не является для Дагестана хорошим примером, там царят безвластие, хаос, нищета. Если бы все структуры власти с самого начала поэтапно работали со всем народом, то этой трагедии можно было бы избежать.

В этой войне невозможно одержать победу. Да, бои в Ботлихском районе выиграны, но политически, идеологически государство не выиграло. Сейчас надо усилить работу идеологического характера. Для этого в Дагестане созданы достаточные условия, руководство республики проявило политическую волю, был создан информационно-идеологический центр, который возглавил министр по делам национальностей, информации и внешним связям Магомедсалих Гусаев - один из образованнейших людей Дагестана, полностью владеющий ситуацией. Под его руководством разные политические силы консолидировались и выступили единым фронтом на информационном поле. Политическое руководство Дагестана - председатель Госсовета Магомедали Магомедов, председатель правительства Хизри Шихсаидов, председатель парламента Муху Алиев за короткое время проявили такие волевые качества, которые позволили консолидировать все общество, создать единое общественное мнение. Это позволило народу смотреть на происходящие события с позиций государственных интересов. Поэтому отряды самообороны были интернациональны. Сейчас дагестанское общество сплотилось, даже несмотря на существующий экономический дисбаланс и резкое разделение на бедных и богатых.

- Существует ли опасность эскалации конфликта?

- Такая опасность сохраняется. Нельзя говорить, что Дагестан оставят в покое в ближайшее десятилетие, в последующие годы республика останется очагом напряжения. Просто так люди, которые пришли в Дагестан с оружием, не отстанут, будет продолжаться вербовка молодежи, подготовка в диверсионных центрах. Там они приносят очень короткую клятву: "Путь Аллаха или смерть". Именно с ней они идут в бой, а не за "большие деньги", как мы любим говорить. Недооценивая противника, мы сами расслабляемся. Проблема намного глубже, в ее основе лежит идеологический фактор. Последние события носят последовательный, а не хаотический характер.

- Как вы относитесь к призывам не останавливаться на выдворении боевиков из Дагестана, а уничтожить их базы в Чечне?

- Этот вопрос лежит в политической плоскости, и не нам его решать. Но если речь идет о существовании стационарных пунктов подготовки террористов, и оттуда исходят угрозы для Дагестана и России, то, естественно, должны быть предприняты адекватные меры, дагестанцы не должны молча ждать своего часа. Я с самого начала пытался убедить всех в необходимости использования исторических традиций и опыта. Ведь 100-200 лет назад не было ОМОНа и внутренних войск, баланс сил на границе всегда поддерживался населением. Если дагестанские населенные пункты будут вооружены, укреплены, там будет единое руководство, силы поддержания порядка, то нам не придется идти на крупные жертвы, разрушать аулы, наносить массированные удары. Отсутствие подхода к формированию сил сдерживания вдоль административной границы и приводит к таким трагедиям. Если мы будем привлекать силы местного населения, то никто не посмеет их убивать и через них "проходить". Не надо все время толкать вперед "федералов", их надо просить о помощи, если мы сами не справляемся. Я очень рад, что руководство Дагестана приняло волевое решение об организации ополченцев, наделило их юридическим статусом, вооружило. Теперь можно говорить, что акции боевиков не будут иметь успеха.

- Как вы оцениваете мнение о том, что корни кризиса следует искать внутри самого Дагестана?

- Есть ряд причин объективного и субъективного характера. Разработаны лишь "бумажные" программы развития Дагестана. Меняется премьер, и все останавливается - это субъективные причины. Объективные причины внутреннего характера - это самосозревание общества. Если раньше была единая идеологическая обработка населения, от имени государства работали все политорганы и партийные ячейки, то сейчас все оказалось в вакууме, сейчас кто сильнее, тот и наводит порядок. Только в последний год в Дагестане начали наводить порядок на самом деле, реально. Мэром Махачкалы был избран Саид Амиров, он инициировал начало наведения порядка. Магомедали Магомедов считает необходимым в кратчайшие сроки навести порядок, а не призывать к этому. Министр внутренних дел Дагестана оказался достойным человеком, не "комсомольским работником", он не живет какими-то записками и докладами, а реально работает с утра до ночи.

1 ════ 2


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1251
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
795
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
557
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
794

Другие новости