Первая любовь.
Кадр из фильма «Искупление»
Нынешний конкурс короткометражных фильмов на «Кинотавре» завершился победой Михаила Местецкого, который уже выигрывал на прошлогоднем конкурсе приз Гильдии киноведов и кинокритиков с фильмом «Незначительные подробности случайного эпизода». Новая его лента называется «Ноги – атавизм», у нее несколько призов, среди которых помимо главного опять приз Гильдии киноведов и кинокритиков и приз зрительских симпатий. А соревнование полнометражных картин в разгаре.
«Ноги – атавизм» Местецкого – пародия на телевизионные фильмы-расследования. Молодой режиссер (Местецким и сыгранный) подрядился снимать детективный репортаж о деятелях школы деструктивной медицины. Продернуты многие приемы одиозного тележанра. Чем бредовее сюжет, тем больше у него шансов стать рейтинговым. А сюжет про ученых-медиков, которые вытягивают китайцев до двух метров, а потом вообще приходят к выводу, что ноги для современного человека – атавизм, способен хоть кого задержать у телеэкрана. Стеб Местецкого нашел благодарную аудиторию. Но успех этот для режиссера не то что дешевый, но уж не слишком тяжелый точно. На КВН-ных шутках в кино далеко не уедешь. Призовой дождь, пролившийся на Местецкого в Сочи второй раз подряд, обескураживает. Не хочется думать, что членами профессионального жюри и критиками движет просто инерция симпатии к обаятельному режиссеру, но согласиться с их решениями не все могут.
В основном конкурсе показали новый фильм Александра Прошкина «Искупление» по одноименной повести Фридриха Горенштейна. В нем снялись Виктор Сухоруков, Андрей Панин, Татьяна Яковенко, но главные роли – юных влюбленных – сыграли никому еще не известные Виктория Романенко и Риналь Мухаметов. Сняться у такого мастера, в большом историческом кино – большая ответственность для дебютантов, и они справились достойно. Относительно повести история в фильме немного сместилась в сторону их героев, первой юношеской любви, вспыхнувшей наперекор кошмару войны. В целом к первоисточнику подошли с уважением. Фильм многонаселенный и «зимний» – сегодня мало кто из постановщиков так усложняет себе жизнь. Тут каждый персонаж будто согрет вниманием режиссера, нет плохих и хороших, есть живые люди с судьбами, исковерканными войной. «Искупление» – пример старой (в лучшем смысле этого слова) постановочной культуры, при которой у картины есть лицо. Гамма приглушенная – и потому, что зима, и потому, что только кончилась война, повсюду разруха, нищета, и у людей недостает сил. А когда вспыхивает чувство Сашеньки и Августа, влюбленных выхватывает из темноты золотистый свет – очерчивает их мягким контуром, словно защищает от страшного мира. Пожалуй, именно человечность – несентиментальная, честная – так свойственна и Горенштейну, и Прошкину.
На «Кинотавре» элегантно отметили 50-летие председателя жюри конкурса короткометражных фильмов Сергея Лазарука. Как верно заметила программный директор фестиваля Ситора Алиева, большинство ныне действующих режиссеров среднего поколения получили в свое время возможность начать снимать и расти в профессии при непосредственном содействии этого человека – в 90-х и начале 2000-х Лазарук занимал ответственные посты в Госкино, в кинодепартаменте Минкульта и, собственно, определял, какие проекты получали госфинансирование. Лазарук – киновед, вгиковец (а ныне завкафедрой киноведения в альма-матер), то есть свой для привередливых творцов, а такое доверие для чиновника дорогого стоит. Стоило просто окинуть взглядом обширную компанию гостей, пришедших к Лазаруку на юбилей, чтобы убедиться: практики кино по гроб жизни благодарны за понимание и помощь чиновнику компетентному и… любящему кино.
Сочи
Рейтинг фильмов – участников конкурсной программы 23-го «Кинотавра» на 6 июня:
«Жить». Василий Сигарев
«Пока ночь не разлучит». Борис Хлебников
«Искупление». Александр Прошкин
«Рассказы». Михаил Сегал
«Аварийное состояние». Всеволод Бенигсен
«Белый мавр, или Три истории о моих соседях». Дмитрий Фикс
«День учителя». Сергей Мокрицкий